Высокая стоимость ресурсов – тормоз развития. Тревожный сигнал: электроэнергия на Дальнем Востоке – самая дорогая в РФ. Виной тому – перекосы в развитии энергосистемы. Сейчас она изолирована, хотя рядом Сибирь, где благодаря ГЭС половодье дешёвого электричества. Энергосистему Дальнего Востока надо объединять с сибирской! Сколько это будет стоить, когда это сделают?
Раньше, до реализации проектов Сахалин, дальневосточная энергетика не нюхала газа. Хотя топить им – в 1,5-2 раза выгоднее, чем углем и мазутом. Поэтому и стоимость энергии – пока запредельная. К счастью, проблему можно решить. Для этого – нужно протянуть энергетический мост между энергосистемами Дальнего Востока и Сибири. Помимо прочего это позволило выпустить на волю так называемые «запертые мощности» – избыточное производство энергии на станциях, ранее не связанных с соседними регионами.
Мост задуман ещё при СССР. Но до сих пор энергосистемы Восточной Сибири толком не объединены не то что с Дальним Востоком – даже с Забайкальем. Физически – вдоль Транссиба и БАМа протянуты две линии электропередачи (ЛЭП) на 220 кВ. Но фактически перетоки не действуют. К западу от подстанций Могоча и Хани по линиям подаётся энергия с сибирских электростанций, к востоку поставки обеспечивают ГЭС и ТЭС Дальнего Востока. Обе энергосистемы до сих пор не синхронизированы, хотя их объединение планировалось ещё при РАО «ЕЭС».
Пока синхронизация энергосистем Сибири и Дальнего Востока технологически затруднена. Как объясняют эксперты, такая попытка привела бы к нестабильной работе энергосетей, для синхронной работы двух ОЭС необходимо строительство дополнительных высоковольтных линий. В долгосрочной перспективе требуется строительство ЛЭП на 500 кВ.
Пока Дальнему Востоку приходится жить автономно. Регион может положиться на собственные силы. Благо газовых и нефтяных залежей Якутии и Сахалина хватит не только на весь Дальний Восток, но и на половину Азии. Сахалинский газ уже пошёл вдоль побережья края по трубе Сахалин – Хабаровск – Владивосток. С севера энергокольцо замкнёт труба Якутия – Хабаровск – Владивосток. Другой энергетический козырь – дешёвый дальневосточный уголь. В 2011 г. дальневосточные порты отгрузили на экспорт 20,4 млн. т угля (при общем обороте 94 млн. т груза). Все остальные порты РФ поставили за рубеж только 17,7 млн. т угля. К слову, в Дальневосточном бассейне – 28 из 64 российских морских портов.