Аргументы Недели → Общество № 50(342) от 27.12.2012

В гостях у сказки

Чем сегодня живёт Великий Устюг

, 17:00

В 2013 г. проекту «Великий Устюг – Родина Деда Мороза» исполнится 15 лет. За это время о малюсеньком городке на севере России узнали не только в нашей стране, но и во всём мире. Дедушка Мороз превратился в национальный символ, а сам Великий Устюг изо всех сил старается стать туристическим центром если не мирового, то общероссийского значения.

Сугроб как двигатель туризма

Как смеются местные жители, первое, что приходится делать столичным гостям в Великом Устюге, – срочно покупать валенки. Корреспондент «АН» убедился в этом на собственной шкуре: приличные сапоги, вполне жизнеспособные в условиях хлипкой московской зимы, моментально сдали позиции перед суровыми вологодскими морозами. Их здесь, кстати, кое-кто напрямую связывает с раскруткой «дедморозовского» проекта.

«Хотите верьте, хотите нет: пятнадцать лет назад зимы были мягче, – доверительно, с фирменным вологодским оканьем рассказывает сотрудница великоустюгской администрации. – Как Дед Мороз на вотчине поселился – каждую зиму хоть на неделю да приходят тридцатиградусные морозы, иначе уже не бывает!»

Отметим, что тягости климата сполна компенсируются красивейшими пейзажами и непривычным для жителей Центральной России обилием снега – который, к слову, мог бы стать для Устюга туристическим брендом не хуже вотчины. Как рассказывают местные экскурсоводы, детские группы из Центральной России, здесь едва ли не впервые видя настоящие снежные сугробы и ледяные горки, приходят в неописуемый восторг.К примеру, однажды столичная группа отказалась от всех оплаченных экскурсий ради того, чтобы провести весь день на горке на местном пруду, катаясь на санках и мешках.

«Прежде чем показывать московским детям город и вотчину, их сначала из снега достать надо, – смеётся директор Великоустюгского музея-заповедника Антонина Андреева. – Сколько раз было: вылезают из автобуса и с визгом несутся в сугробы. И никакие достопримечательности не нужны!»

Но сугробы сугробами, а посмотреть в Великом Устюге и впрямь есть что. Исторический центр города сказочным образом избежал разрушений и после революции, и в лихие девяностые. Сегодня на центральных улицах стоят сплошь уютные купеческие особнячки да деревянные двухэтажные дома. Кроме того, в Великом Устюге уцелело большинство старинных храмов. Как рассказал глава администрации Великоустюгского района Игорь Хабаров, спасал соборы первый директор Великоустюгского музея-заповедника Николай Георгиевич Бекряшов – причём весьма оригинальным способом. Он добивался у партийных органов перевода бывших храмов на баланс музея и тут же вешал на двери амбарные замки: мол, тут у меня будет склад, тут – хозяйственное подразделение, ломать не дам. Так были спасены не только сами постройки, но и ценнейшие старинные иконостасы. Так что туристов зовут в город не только гулять по вотчине и общаться с Дедушкой Морозом, но и приобщаться к русской истории. К слову, поначалу в городе обижались, что их малая родина раскручивается исключительно за счёт «развлекаловки». Впрочем, обиды давно позади.

«Деду Морозу мы благодарны в первую очередь за то, что люди к нам поехали, – говорит А. Андреева. – Вотчину туристы успевают осмотреть за день или два. Остальное время гуляют по городу, ходят по музеям. Мы предлагаем интересные программы – и мастер-классы, и выставки. На низкую посещаемость не жалуемся».

Десять дней, которые…

Превращение Великого Устюга в родину зимнего волшебника сыграло с городом злую шутку. Туристический сезон оказался «замкнут» на новогодние праздники – те самые полторы недели в году. Если посчитать декабрьские предновогодние дни, получится от силы полтора месяца. По словам местных жителей, в период новогодних каникул город переполнен, в гостиницах нет мест, а все без исключения кафе и рестораны обслуживают только «коллективных» туристов. Да и в самой вотчине возникают сложности: попасть на Тропу Сказок и в Дом Деда Мороза в самые напряжённые недели в дневное время могут только организованные группы. Зато сразу после праздников в Великом Устюге наступают тишина и покой: поток туристов падает в десятки раз, город погружается в привычную провинциальную неторопливость. И так до начала следующего сезона.

«С сезонностью мы боремся, причём вполне успешно, – говорит Татьяна Муромцева, директор ОАО «Дед Мороз» – компании, которая полностью принадлежит Вологодской области и в данный момент пытается объединить всех тех, кто делает бизнес на проекте. – Различные мероприятия проходят в вотчине круглый год: тут и Масленица отмечается, и День Ивана Купалы, и праздник Спаса, летом работает детский лагерь. Кроме того, мы делаем ставку и на исторический туризм. Так что взгляд в будущее вполне оптимистичный».

Переписка с Волшебником. Избранное

«У нас тут в каждой газете пишут про конец света. Никак не хочется в него верить, а всё равно верю. А ты веришь?..» (г. Кириллов, Вологодская обл.).

«Дед Мороз, ты офигел, где моё волшебное кольцо? Тебе жить надоело? Давай всё спокойно решим. Ты мне шлёш кольцо, которое исполняет любое моё желание. А за ожидание шлёш ещё планшет, плазму, ноутбук и дивидюшник последней модели. Заранее спасибо за всё» (Пермский край, девочка).

«Дедушка Мороз, мой папа сейчас живёт и работает в Москве. Мне очень плохо без него. Зделай пожалуйста так, чтобы у него была хорошая работа. Очень хочу чтобы мы могли жить вместе!..» (пос. Шексна, Вологодская обл.).

«Дедушка Мороз, помоги моему брату – подари ему мозги, чтобы он в 2013 году устроился на работу!» (16 лет, г. Чебоксары).

«Пожалуйста, подари всем добра! А если не получится, новая тачка мне тоже не помешает» (22 года, г. Златоуст).

«Дедушка, ты не мог бы мне выслать конфет на Новый Год? Я бы их ел, и ел, и ел…» (г. Челябинск).

«Хочу набор для ванной: ванну, умывальник, унитаз, туалетную бумагу, шторку для ванны, зеркало, мочалку, мыло, шампуни, гели, полотенце» (пос. Тотьма, Вологодская обл.).

Авторские орфография и пунктуация сохранены. 

Пишите письма

Вот уж где не знают понятия «сезонность», так это на Почте Деда Мороза. Она занимает симпатичный деревянный теремок в центре города, где работа кипит и зимой и летом. Все письма, адресованные Деду Морозу, слетаются именно сюда. Их обязательно читают, а каждому ребёнку отправляется ответ в красочном конверте. Подарки сотрудники почты по понятным причинам не рассылают, но добрые слова, как они говорят, у Дедушки Мороза найдутся для каждого. Хотя, увы, не до каждого доедут. Почту Деда Мороза не финансирует ни «головное» ОАО «Дед Мороз», ни городской бюджет, а деньги за рассылку ответов «Почте России» надо платить приличные. Отправка одного письма обходится всего в 15 рублей, но писем – 180 тыс. в год. Таких денег у почты нет.

«По организационной форме мы сегодня – акционерное общество, и этот статус загоняет нас в ловушку, – рассказывает директор почты Людмила Суранова. – Городские власти коммерческую структуру финансировать не могут, спонсоры тоже отказываются: мол, не хватало ещё коммерсантам помогать. У нас есть интернет-магазин подарков со сказочной символикой и экскурсионное обслуживание. Это всё, на чём мы можем заработать. Выручка – 4 миллиона в год. Чтобы ответить всем детям, нужно в два раза больше средств, а взять их неоткуда. Так что отвечаем мы примерно половине ребят. Обидно, но выхода нет».

Маленькой надеждой «почтарей» остаётся обещание главы города – вывести из состава АО «Почта Деда Мороза» отдельную структуру, которая будет заниматься исключительно ответами на письма со всей страны. Тогда можно будет и бюджетное финансирование привлечь, и спонсоров приглашать. К слову, такую идею корреспондент «АН» озвучила главе района Игорю Хабарову, который пообещал помочь – и, как стало известно буквально на днях, слово своё намерен сдержать. Во всяком случае на встречу с директором почты он уже съездил. Остаётся ждать и надеяться...

Впрочем, финансовые тяготы сполна компенсируются теми эмоциями, которые приносит работа на «волшебной» почте. Несмотря на то что большинство писем сводится к неизбывному «я хочу», по детским посланиям, как говорят сотрудники, можно понять, что в данный момент происходит в России (см. Почтовый аргумент).

«Дети удивительно чутко реагируют на то, чем живёт страна, – говорят сотрудники почты. – Например, сейчас, в преддверии Олимпиады, популярной просьбой стали лыжи и коньки. А в кризис 2008 года очень многие просили у Деда Мороза хорошую работу для родителей или деньги для того, чтобы мама с папой расплатились по кредиту».

Пишут Деду Морозу не только дети, но и взрослые. В таких письмах материальных просьб меньше, зато очень много добрых слов в адрес самого Деда Мороза, пожеланий «мира во всём мире» и счастья всем людям на земле. Много посланий прилетает из армии. Солдаты-срочники просят, чтобы поскорее пролетел срок службы, а иногда и в шутку сетуют на то, что встречать Новый год придётся в казарме: «шампанское нам, солдатам, не положено, а Снегурочки на территории части не водятся…» – написал Деду Морозу гвардии рядовой из Ленинградской области.

Бывают взрослые письма и печальными – скажем, Деда Мороза порой просят заставить бывшего мужа платить алименты на детей. Впрочем, у таких пожеланий из Вологодской области есть все шансы исполниться: на этот счёт у почты имеется договорённость с региональной Службой судебных приставов, которые забирают такие письма и работают с нерадивыми отцами.

Столичный аргумент

«Крёстным папой» великоустюгского проекта на родине Дедушки Мороза неизменно называют бывшего столичного мэра Юрия Лужкова. Именно он в 1998 г. во время поездки в Вологодскую область подал руководству региона идею поселить в области сказочного волшебника. Впоследствии столичные власти, как рассказывают в администрации, вложили немало средств в развитие проекта и района в целом. Например, в Великом Устюге появились школа и бассейн, построенные по столичному проекту, а на вотчине – зоосад площадью 3,5 га,который работает как филиал Московского зоопарка и финансируется из московского бюджета.

Как рассказывают сотрудники зоосада, некоторым здешним обитателям, в том числе прибывшим сюда из столицы, приходится... менять имена. Дело в том, что многие носили иностранные клички, которые тут, в «сказочной» вотчине, сочли неуместными. Например, колоритный козёл по имени Найк здесь превратился в Варфоломея. По словам сотрудников, характер у него вполне «варфоломеевский» – упрямый и драчливый. Живут в зоопарке и глухари Федя с Федорой, ёж Сеня, лось Гаврюша. Не по-русски зовут разве что пару северных оленей – Кая и Герду.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram