Россия пытается быть мировой державой по лекалам Советского Союза: кормит беднейшие страны, содержит военные базы за рубежом и даже пытается экспортировать капитал. Но игра в величие стоит огромных денег и остаётся обычной показухой. Сегодня Россия вовсе не имеет сателлитов, не говоря уже о лидерстве в блоках вроде СЭВ. Экономика страны полностью зависит от экспорта ресурсов. А некоторые решения в области списания советских долгов и аренды военных баз заставляют задуматься: уж не зарабатывает ли на этом кто-то из чиновников.
Прощение славян
В сентябре 2012 г. Россия и КНДР подписали соглашение об урегулировании северокорейского долга на 11 млрд. долларов. Официально наш МИД от комментариев воздержался, но в высказываниях чиновников на эту тему чаще всего приводятся два смехотворных аргумента: Корея неплатёжеспособна, а наличие долга мешает налаживанию экономических отношений между двумя странами.
– В мировой практике никто и никогда не прощал таких огромных сумм, – говорит политолог Анна Рудая. – Сам по себе долг редко влияет на хозяйственные связи стран, а его наличие является козырем при переговорах на любую тему. Вы когда-нибудь видели, чтобы игроки добровольно отказывались от козырей? Франция, например, не простила железнодорожные займы царской России и в итоге получила выплаты почти век спустя. К тому же Северная Корея запускает космические ракеты и ведёт собственную ядерную программу. Разве это признак неплатёжеспособной страны? Связи наших экономик с 1960-х годов выглядят следующим образом: помимо кредитов мы поставляем им энергоресурсы, тракторы, станки, продовольствие. Советские специалисты построили в КНДР 70 крупных заводов. Взамен мы брали у них рис по «поощрительной цене», которая выше мировой. Так почему мы так беспокоимся о сохранении этих отношений? Россия и КНДР официально не являются даже военными союзниками.
В 1990 г. корейцы перестали обслуживать свой долг, тем не менее Россия по сей день продолжает оказывать Пхеньяну помощь на безвозмездной основе. В 2011 г. в порядке гуманитарной помощи в Корею отправилось 50 тыс. тонн российской пшеницы. А ещё наши власти передали КНДР в аренду 200 тыс. га земли в Амурской области по 1,8 доллара за гектар!
Несколькими месяцами ранее Москва выделила госкредит Кубе на 350 млн. долларов. За несколько лет мы одолжили Гаване около 1 миллиарда. Это довольно странно, потому что Фидель и Рауль Кастро прямо заявляют, что не собираются платить ни копейки по старым советским долгам, которые оцениваются от 16 до 22 млрд. долларов. По мнению кубинских лидеров, Россия слишком резко свернула свою помощь в 1992 г.: не достроили АЭС «Хурагуа», не прислали новые «жигули» и КамАЗы. Кубинцы такого поворота не ожидали, и им пришлось тяжело. Фидель оценил ущерб от ухода россиян в 30 млрд. долларов, хотя весь кубинский бюджет никогда не составлял подобной суммы.
Директор центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН Вадим Теперман говорит, что с Кубой нужно быть осторожным: страна близка к дефолту и даже соседняя Бразилия не решается давать ей больше 60 млн. долларов. Поставлять российскую продукцию по сниженным ценам тоже не имеет смысла: Куба и при Брежневе перепродавала часть льготной советской нефти.
В 2006 г. Россия простила 4,7 млрд. долларов долга Алжиру, в 2008-м – 4,5 млрд. Ливии, в 2009‑м – 8 млрд. Ираку. Все эти страны зарабатывают астрономические суммы на экспорте энергоносителей. По 11 млрд. – Монголии и Афганистану, по 10 млрд. – Вьетнаму и Сирии, хотя эти страны никогда не отказывались платить и имеют репутацию добросовестных заёмщиков. Общая сумма российских «прощений» в XXI веке перевалила за 80 млрд. долларов. Эту щедрость ещё можно было как-то объяснить, если бы финансы в самой России находились в блестящем состоянии. Ничего подобного: долг нашей страны растёт рекордными темпами.
Помощь взаймы
Внешний государственный долг России является одним из самых небольших в Европе: 36 млрд. долларов на начало 2012 года. Но с учётом государственных компаний и гарантий правительства РФ набегает около 600 миллиардов! Согласно официальному пресс-релизу Банка России, за первую половину 2012 г. суммарный внешний долг России вырос на 7,29% (около 40 млрд. «зелёных»). По оценке аналитиков агентства Standard & Poor’s, такими темпами в 2050 г. госдолг России достигнет 585% ВВП, если страна не проведёт глубокие экономические реформы.
– У нас неимоверно раздуты государственные расходы, прежде всего на силовой блок, – говорит экономист Андрей Близнец. – Ещё несколько лет назад излишки нефтегазовых доходов позволили сформировать Стабилизационный фонд и погасить внешний долг. Сегодня у нас снова огромный дефицит бюджета, потому что бюджет МВД вырос в четыре раза за пять лет, а на перевооружение армии планируют потратить 800 миллиардов долларов. Из-за тотальной коррупции в стране сложно начать новое производство с нуля, капиталы «бегут» из страны по 50–60 миллиардов долларов за полгода. Вместо структурных реформ чиновники говорят: мол, всё нормально у нас третьи в мире резервы – около 500 миллиардов долларов. Но при нынешней структуре бюджета от них ничего не останется за 3–5 лет.
На этом фоне Россия умудряется выступать как страна-кредитор. Предмет особой гордости чиновников: мы скупили 3% госдолга США – около 65 млрд. долларов. Но логика этого процесса непостижима умом: Россия кредитует Кипр под 4,5% годовых и тут же сама занимает в Европе под 15%.
Военное присутствие
Словно страна с излишками денежной массы, Россия развивает сеть своих военных баз за рубежом: сегодня их 25.
– Сами по себе иностранные военные базы не являются показателем величия державы: если у США их около 800, то у Китая – ни одной, – говорит политолог Игорь Комаров. – Каждая страна исходит из целей своей военной доктрины. У нас, по сути, доктрины нет: когда цена на нефть растёт, мы говорим о наших интересах по всему миру, когда падает – о ненужности такой большой армии. Сегодня только две российские базы за рубежом имеют реальное стратегическое значение: Байконур и Севастополь. Остальные больше похожи на игрушки Минобороны, за которые бюджет вынужден платить немалые деньги.
В конце сентября 2012 г. Россия и Азербайджан вернулись к обсуждению аренды радиолокационной станции в Габале. Сегодня Россия платит за неё 14 млн. долларов в год, но власти Баку намерены повысить арендную плату в 20 раз – до 300 миллионов. Станцию построили в 1970‑е годы для слежения за Индийским океаном, опасаясь, что американский флот нанесёт оттуда ядерный удар. Но какой смысл в РЛС сегодня, когда американских ракетоносцев в океане нет, зато появилась авиация в Афганистане, и ни один сибирский мегаполис не защищён надёжной системой ПВО?
Военные говорят, что Габалу нельзя отдавать, потому что туда быстро придут американцы, ведь станция охватывает Иран. Но это чистая казуистика: американские базы уже восемь лет существуют и в Азербайджане, и в Грузии, а соседняя с Ираном Турция вовсе является членом НАТО. А в чём смысл российской базы в сирийском Тартусе, куда за целый год один раз зашёл фрегат под Андреевским флагом? В советские времена Тартус был необходим: существовала 5-я средиземноморская эскадра с десятками кораблей.
Все остальные военные базы России находятся на территории бывших союзных республик. Казахстану мы недавно заплатили 135 млн. долларов – долги за аренду трёх испытательных полигонов. Плюс 1,8 млрд. долга по Байконуру. Ежегодные выплаты за объекты на территории Казахстана составят около 150 млн. долларов в год. За базы в Армении и Белоруссии Россия вообще не платит, но многие специалисты полагают, что это цена российских уступок по поставкам энергоносителей.
Не всегда понятно, почему российские военные так держатся за Приднестровье и Киргизию, но оставили станцию радиоэлектронного слежения в Лурдесе на Кубе. В советские времена с её помощью собиралось 75% разведывательной информации о США, а ушли мы из Лурдеса лишь в 2001 г., когда Россия переживала не самые плохие времена. К тому же в 1997 г. на станцию поставили новейшее оборудование на 3 млрд. долларов. Теперь Москва щедро кормит Кубу новыми кредитами, но почему-то не ставит вопрос о возвращении на станцию.
Одни эксперты убеждены, что это следствие неких секретных договорённостей с США, другие намекают на частные интересы. На первый взгляд кажется диким и нереальным, что 10-миллиардный долг советскому сателлиту могут списать за откат чиновникам, которые пролоббировали это решение. Но общество не меньше удивлялось старой истории, когда российские дипломаты умудрились получить и увести в офшор более 30 млн. долларов из долга Танзании Союзу. А недавно появившееся открытое письмо руководству страны, якобы подписанное десятками сотрудников МИДа, говорит о кумовстве, расхищении бюджетных средств, нечестных тендерах. Никто уже особо не удивляется. Потому что некоторые внешнеполитические решения проводятся либо коррупционерами, либо легкомысленными второгодниками. И неизвестно, что хуже для страны.