Российские власти, опираясь на Конституцию РФ, всегда подчёркивали, что жизнь и свобода российских граждан – приоритет страны во внешней политике. Мы не выдаём своих граждан чужим государствам и прилагаем все силы, чтобы вызволить соотечественников, попавших в трудную ситуацию за рубежом. Но не расходятся ли слова нашего МИДа с делом?
В своё время страна встречала как героев наших сотрудников спецслужб, которых власти Катара схватили и обвинили в убийстве бывшего президента Чечни Зелимхана Яндарбиева. Никто не знает, какие рычаги задействовала Россия, чтобы вызволить наших «бойцов невидимого фронта» из катарских зинданов. Во всяком случае, это был подлинный успех российской дипломатии.
К сожалению, те славные времена, кажется, остались в прошлом. Министерство иностранных дел России не устаёт выступать с грозными речами, обещая вернуть на родину «оружейного барона» Виктора Бута, которого американцы с нарушением всех мыслимых законов выкрали в Таиланде. Речи гремят. Бут сидит в американских застенках.
Недавно шоком по средствам массовой информации пронеслась весть – посольство России в Ливии фактически выдало повстанцам со своей неприкосновенной территории двух российских нефтяников. Моджахеды обвиняли их в сотрудничестве с режимом Каддафи. Обвинение более чем странное, учитывая, что Каддафи был законным правителем Джамахирии. Смелые дипломаты великой России, видимо, убоялись судьбы американского посла, изнасилованного и убитого в Ливии, и быстренько выдали российских граждан вооружённым повстанцам на их честный и неподкупный суд. Подобного позора не допускают даже дипломаты стран третьего мира.
Более 14 лет томится в узбекской тюрьме российский гражданин Рустам Усманов. Ещё в далёком 1998 г. Андижанский областной суд отправил его за решётку по обвинению в экономических преступлениях и нарушении валютного законодательства. Не наше дело оценивать законы суверенного Узбекистана и беспристрастность судов этой страны. Стоит отметить лишь то, что свидетельские показания виновность Усманова в экономических преступлениях начисто отрицают. А в части валютных нарушений и того смешнее – получение валюты, за которое его осудили, происходило вовсе не в Узбекистане, а в Киргизии. Однако суду этого хватило, чтобы присудить Усманову не пару-тройку лет, а все 14, как особо опасному преступнику. При этом члены узбекских ОПГ, получая не меньшие срока, выходят по амнистии или условно-досрочному освобождению, отсидев половину положенного. А «страшный злодей» Усманов этой привилегии лишён – к каждой амнистии администрация колонии «лепит» ему два выговора, чем лишают права освободиться досрочно.
Усманов неоднократно подавал кассационные и надзорные жалобы. Без успеха. После одной такой жалобы уголовное дело возбудили уже против его адвоката.
Такое внимание к своей персоне Усманов объясняет просто. Прокурор Андижанской области, где работала фирма Усманова, потребовал от него «долю малую», навязывая себя в качестве «крыши». Россиянин Усманов, чувствуя за собой правду и авторитет России, наотрез отказался платить местному баю. Вскоре после этого на него и было сфабриковано дело. Причём, по его словам, сам следователь ему сказал, что факты он взял с потолка, но за исход суда ручается. Так и вышло.
Больше всего Рустама Усманова возмущает, что и прокурор, и суд действовали от имени президента Узбекистана Ислама Каримова. Фактически прикрывались его именем. Усманов считает это полной чушью – именно Каримов в своё время дал личное добро на бизнес Усманова в Узбекистане.
14 долгих лет отсидел Усманов в колонии, дожидаясь справедливости от узбекского правосудия и помощи от России, подданным которой является с 1995 года. Не дождался. Весной 2012 г. он должен был выйти на свободу. Но, видимо, его враги не утратили своего влияния за эти годы. Под надуманным предлогом без всякого суда за мифические нарушения ему добавили ещё пять лет. Таким образом, его срок грозит превратиться в пожизненный.
Во время последнего свидания Рустам сумел передать своему сыну Дильшоду записку, которую написал своей кровью на носовом платке – другого способа не было. На ней имена ещё двух россиян, которые содержатся в той же тюрьме, – Александр Стопницкий и Валентин Парижер. Только за то, что Дильшод вынес это послание из застенков, ему гарантирован срок в Узбекистане. Сейчас Дильшод в России и подал заявку на признание его беженцем. Срок заявки истекает в марте 2013 года. Российский чиновник уже намекнул ему неофициально, что шансов на получение статуса беженца у него нет.
Хочется обратиться к российским властям и дипломатам. В этом случае вам противостоит не могучая машина США. И даже не ливийские отморозки с автоматами. Узбекистан является дружественной нам страной. С самых высоких трибун объявлен курс на сближение с нашими среднеазиатскими соседями. Но при этом можно и нужно проявлять свою твёрдую волю по защите собственных граждан. На Востоке уважают сильных. И на Востоке презирают тех, кто бросает своих.
Властям Узбекистана голос Усманова из-за решётки не слышен. Теперь у него одна надежда – на Россию.
Тем более что прецедент имеется. В августе текущего года из-под стражи был выпущен россиянин Радик Даутов, исполняющий обязанности гендиректора компании «Уздунробита», крупнейшего сотового оператора Узбекистана. Сделано это было после неоднократного вмешательства МИД России. Значит, можем, когда захотим?
Комментарий адвоката
Адвокат Владимир Жеребенков:
– К сожалению, наши дипломаты начинают защищать своих граждан только при наличии политической составляющей. В данном же конкретном случае обвинение, причём абсолютно надуманное, по экономическим статьям. И поэтому произвола со стороны суда и тюремщиков никто не видит. А может быть, просто не желают видеть. Политических баллов это не даёт.