Аргументы Недели → Общество № 46(338) от 29.11.2012

Ба, знакомые всё лица…

, 19:07

Полно кротостью мордищ праздниться,

Любо ль, не любо ль – знай, бери.

Хорошо, когда сумерки дразнятся

И всыпают нам в толстые задницы

Окровавленный веник зари. 

Сергей Есенин, «Сорокоуст», А. Мариенгофу

Совет по правам меньшинств

Президент создаёт всевозможные советы. Мне всегда было интересно, в чём смысл их создания? Если я правильно понимаю, Путин пытается наладить диалог с обществом. Казалось бы, это можно только приветствовать и поддерживать Владимира Владимировича в его начинаниях.

Только перед этими советами стоят не совсем внятные задачи. Что это? Некий совещательный орган, вырабатывающий какие-либо рекомендации, которые лягут в основу будущих законов и решений? Или просто междусобойчик?

Я не видел ни одного положения об этих советах. И, если честно, не всегда могу понять смысл их деятельности.

Советуют искать необходимую информацию в Интернете. А что делать людям, у которых его нет? Получается, что они выкинуты на обочину общественной жизни?

Возьмём Общественный совет по правам человека.

Первое, что приходит на ум, это не прекращающаяся ни на секунду борьба председателя этого совета – господина Федотова за права гомосексуалистов.

Права всех остальных защищены?

У нас повсюду, ежедневно, ежечасно попираются права отцов. Отец – самый бесправный субъект семейных правоотношений. А Федотову промежуточно ориентированных жаль. Уж если мы так боремся за демографию, давайте называть вещи своими именами – как гей-сообщество не изгаляется, не может мужик родить ребёнка.

Этот совет недавно увеличили в два раза. Усилили, так сказать. Видно, прежних сил не хватало. Сидит член совета Л. Парфёнов и изрекает: «Мне кажется, что на самом деле никакие «классные дамы» не могут поправить нравственность в эфире».

Глубокая мысль. Сами бы мы никогда не догадались. Ну да Бог ему судья. Про Шибанову и Хакамаду я вообще молчу. Как говорится – где они и где права человека…

Совет по борьбе с искусством

Не менее интересен по своему составу Совет по культуре и искусству.

Сейчас модно сравнивать события, происходящие в современной России, с первыми годами советской власти. Если честно, сравнение не в пользу современности.

Тогда мы имели имена мирового уровня, которые вошли в пантеон не только советского национального искусства, но и мирового. Мейерхольд, Эйзенштейн, Петров-Водкин, Кустодиев, Филонов, Фадеев, Маяковский, Есенин… Список можно продолжать бесконечно.

Что мы имеем сейчас – Басков с Волочковой, Pussy Riot, Менты.

No сomments…

Зато все артисты – почётные, заслуженные и народные.

На заре перестройки артисты и художники кричали: мы откажемся от званий и титулов!

Не отказался ни один.

Раньше хоть понятно было. Раз народный артист, вот тебе талон на покупку ондатровой шапки. Заслуженный – ходи в собачьей.

Сейчас мы имеем массу труппных театров, каждый из которых возглавляет не только директор, но и художественный руководитель.

Труппный театр – это кладбище театрального искусства. Театр сегодня может спасти только антреприза.

Советской власти нет уже 20 лет. Многие общественно-политические институты, созданные тогда, канули в Лету. Страна за последние годы сильно изменилась. В лучшую или худшую сторону – сказать сложно. Но изменилась однозначно. Только в театрах ничего не меняется. Институт политических комиссаров убрали даже в армии – за ненадобностью. Но в театре – ни-ни. Худрук – это святое.

Новому министру культуры Мединскому не позавидуешь. Перед его коллегой товарищем Луначарским стояла совершенно конкретная задача – построение советской власти. Сейчас – пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Худрук был театральным комиссаром. Следил, чтобы ставили правильных, идеологически выдержанных авторов. Тогда его роль была в какой-то мере оправданна. Какую функцию он выполняет сейчас, когда нет вообще никакой идеологии?

Основная задача директора – распилить бюджет таким образом, чтобы большая часть досталась худруку. В качестве яркого примера конфликт в Театре на Таганке, в Театре Гоголя. Это из той серии, когда хвост пытается вертеть собакой.

Я всё прекрасно понимаю – перед выборами были востребованы театральные лица. Так выборы-то прошли, давайте вернём директора на место.

Мы восторгаемся «Вишнёвым садом», нас восхищает «Чайка». Эти спектакли были о современниках. А сейчас о чём? Хоть один труппный театр поставил пьесу о наших современниках? Нет. Они только бюджет осваивают и выясняют отношения между собой.

Сидел на заседании Совета по культуре Табаков. Очень уважаю Олега Павловича как актёра и режиссёра. Только не пойму, зачем ему это надо? Он ещё в двух театрах художеством руководит. И когда успевает?

У них всё хорошо… 

Нужны ли вообще тогда эти советы?

Безусловно.

Если власть хочет наладить диалог с обществом, это надо поддерживать. Вопрос в том, кто именно должен там работать?

У нас же есть оппозиция, которая бывает и агрессивно-орущая, и конструктивная.

Когда на неё не обращают внимания, она бежит на баррикаду. Однако сквозь этот крик неплохо было бы разобрать слова – а что, собственно, человек хочет?

Теперь о конструктивной оппозиции, которая не только критикует власть, но и готова включиться в повседневную рутинную работу. Почему у Федотова нет того же Лимонова, Навального, Собчак с Яшиным? Им что, сказать нечего?

Я смотрю на эти советы и вижу везде одни и те же лица. И складывается впечатление, что они собрались только с одной мыслью – как бы сделать всё по-новому, но чтобы всё осталось по-старому. Точно как в песне из фильма «Не бойся, я с тобой». Я понимаю, человека позвали в совет, ему приятно, о нём не забыли, позволили посидеть в красивом зале, в красивом кресле, по телевизору показали, может, в буфете бесплатно покормят. Но я не вижу смысла сажать в эти советы людей, у которых всё в жизни хорошо. Им ничего не надо. У них нет проблем.

Как говорит наш президент – ничего личного. Допускаю, что в жизни это прекрасные люди. Но занимаются они явно не своим делом.

Судя по замыслу авторов, эти советы – общественная площадка, где каждый может высказаться и быть услышанным, а не пиарить себя.

Если не обращать внимания на оппозицию, то она всё равно окажется в Кремле. Только революционным путём. Мы хотим повторения 17-го года?

Я не собираюсь никого учить, как наладить диалог с обществом. Если хочется, чтобы народ безмолвствовал, тогда зачем создавать советы?

Шестилетний срок президентства пролетит незаметно, а оппозиция – это тоже электорат.

В умении договариваться заключаются сила политика и его мудрость. Сейчас не те времена, когда можно было рассадить вокруг себя бояр в горлатных шапках, обозвав это парламентом, а Стеньку Разина пристроить под топор.

Нельзя работать только с теми, кто тебе приятен.

Президент – опытный политик, что он не раз демонстрировал.

Оппозиция – такие же граждане России, и им не безразлична её судьба. И этот потенциал нельзя игнорировать.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram