С радостью ездил бы на хорошей отечественной машине... Но кто ж пустит в город на танке?
В подмосковном Жуковском в прямом смысле отгремел международный форум «Технологии в машиностроении». По посещаемости он, конечно, уступил аэрокосмическому салону МАКС, но зато удивил разнообразием интересов: бронетехника и беспилотники, немного станков и авиадвигатели, системы пожаротушения и пластиковые батареи отопления помещений. Но всё же акцент у выставки явно милитаризованный, цвета хаки.
Демоверсия
На выставке ожидал увидеть парад технологий. Это слово является ключевым в названии. А вместо них организаторы предложили коктейль из шоу-программы с участием автобронетехники под названием «Непобедимая и легендарная» и всем известных экспонатов – макет перспективного лайнера МС-21, опять макет, снова образец и т.д. На открытых площадках – зенитно-ракетные комплексы, танки. Для тех, кто не знает, – большая часть техники – «Рождённая в СССР». Нас словно убаюкивают, как несмышлёных младенцев. Смотришь направо – системы ПВО, налево – танки и бэтээры. Много! И куча другой автотехники повышенной проходимости, включая развлекательные багги (лёгкие двухместные спортивные машинки, адаптированные к гонкам по пересечённой местности). Для мальчишек – самое то. Сразу несколько моих знакомых повезли в Жуковский своих сыновей посмотреть балет в танковом исполнении. Пять танков виртуозно крутились на пятачке в постановке хореографа Большого театра Андрея Меланьина. За рычагами управления асы. И грохот холостых выстрелов из орудий, низкое «уханье» имитаторов взрыва – выставочный комплекс в Жуковском не предназначен для стрельб боевыми снарядами и ракетами. Кандидатов в призывники это надо заставлять смотреть в обязательном порядке. А вот специалисты на эту показуху только морщатся – красиво, грозно, но к делу отношения не имеет. Яркая вывеска, как рота почётного караула при встрече высоких гостей в аэропорту «Внуково-2».
Вот знакомый экспонат – боевую машину поддержки танков «Терминатор» (БМПТ) видел ещё в 2006 году на выставке вооружений в Нижнем Тагиле. Разработчики уверяют – БМПТ способна заменить мотострелков при защите танков от поражения из засад, в городских кварталах и даже от атак с воздуха. Но Минобороны БМПТ не заказывает. Видимо, забыли про сожжённые танковые колонны во время первой чеченской кампании. В 2012‑м опять демонстрируется выставочный образец.
Рассказывали, что накануне открытия форума, во время репетиции, сначала полосу препятствий без напряжения одолел российский бронеавтомобиль повышенной проходимости «Тигр». Следом на трассу вышла машина аналогичного назначения «Рысь», которую купили в Италии и организовали в России отвёрточную сборку для нашего родимого Минобороны. Итальянец почти сразу же встал – что-то оторвалось снизу. Спрашивается, а на фига армии такая машина за бюджетные деньги?
Запустить бы в дело
Первое, что лежит на поверхности, – экспонатов множество. Но, как мне показалось, многие из них – «памятники сами себе», можно сказать, уникальные. Сделаны в единичных экземплярах для демонстрации возможностей. Председатель совета директоров украинского АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев подозрения подтверждает:
– Большую часть из того, что выставлено на стендах госкорпораций, нельзя купить или законтрактовать. Я подхожу, говорю: «Хочу купить автомат перекоса от вертолёта «Ансат»». Мне в ответ: «Нет, покупайте вертолёт целиком». А мне не нужен целиком, мне нужен автомат перекоса, который освоен в производстве ещё шесть лет назад. Где-то на заводе лежит оснастка, стоят настроенные станки, а автомат перекоса с выставки на выставку возят, но не продают. Агрегат не продаётся ни в составе вертолёта «Ансат» (его не очень-то берут), ни отдельно. Другой пример – разработаны лопасти на вертолёты, хорошие, с повышенным ресурсом. Самые современные. Прошу – продайте: «Нет, они нам самим нужны!» Можете проверить.
Проверять не пошёл, и так всё ясно. Но вопрос, почему не желают продавать совершенно несекретные вещи, переадресовал Богуслаеву:
– Предприятиям продавать продукцию попросту не разрешают совершенно ненужные сегодня образования. Такие как «Оборонпром», «Вертолёты России» и другие госкорпорации. Всё слишком «зацентрализовано». Для чего тогда эта выставка затевалась?! Считаю, наоборот, предприятиям надо дать свободу зарабатывать. Отсутствие прав продавать собственную продукцию становится тормозом в вертолёто- и самолётостроении. Эффективность предприятия оценивается прибылью, а не подчинённостью. А сейчас в России нет вертолётных заводов, авиационных. На языке «эффективных менеджеров» одни промплощадки и центры компетенции, где директор имеет право подписи финансовых документов максимум до 5 млн. рублей. В авиастроении, крупных производствах со многими тысячами работников, это ничтожно малые деньги. Получается публичное унижение руководителей предприятий, создающих очень многое и ценное, часто без бюджетного финансирования.
– Тогда какой результат от подобных мероприятий и зачем вы участвуете?
– Всё отлично организовано, можно встретиться с коллегами, договориться о планах, совместных действиях – это позитив.
Компетенции в пэкиджировании
Это цитата из интервью министра промышленности и торговли Дениса Мантурова во время недавней поездки по Китаю: «Мы нарастили компетенции в пэкиджировании и заинтересованы в том, чтобы возможности российских предприятий в области двигателестроения были востребованы китайскими потребителями».
Что он имел в виду, эксперты пытаются понять по сей день. «Нарастили компетенции», вероятно, означает «улучшили технологии». «Пэкиджирование» – возможно, переводится как «сборка». Улучшили технологии сборки? Неужели это китайцам интересно? Может быть, он имел в виду «пакет услуг»? А не проще ли предложить конкретные двигатели и газоперекачивающие станции? Или эта псевдонаучная муть предназначена для маскировки отсутствия образования у министра? Он всё же социолог, а не выпускник Бауманки или МАИ. Или газотурбинные агрегаты готовы к продаже только на бумаге?
Встретил исполнительного директора ОАО «Кузнецов» Юрия Елисеева. Смотрю, настроение у него отличное. Гособоронзаказ понемногу выполняется, приступили к новым разработкам. Грозится, что через два года «Кузнецов» станет лучшим предприятием отрасли. И правда, повезло предприятию – пришёл профессиональный двигателестроитель Елисеев, и дела пошли на лад. Слово «пэкиджирование» от него ни разу не слышал. Только конкретика, реальные агрегаты – готовят к производству НК-32 2-го этапа для ракетоносца Ту-160, начали ремонтировать двигатели НК-25 для Ту-22М3, доводят до ума газотурбовоз.
А на стенде Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) центральное место занимает макет авиадвигателя ПД‑14.
Можно сказать, премьера – его возили по миру, показывали в Индии, и на отечественные форумы он никак не поспевал. Вот и сейчас ПД-14 поспешно, до окончания выставки, демонтировали и отправили на авиасалон в Фарнборо. Начальство посмотрело, и ладно. Внешне он хорош, без изъяна. А вот с содержанием хуже – «горячая часть» пока отсутствует. Успеют ли к 2017 году? Современный авиационный двигатель – один из самых сложных агрегатов, созданных человеком, и требует от начала проектирования до запуска в серию вдвое больше времени, чем самолёт. Впрочем, контракт на поставку первых двигателей самолётостроителям «Иркута» с ОДК уже подписан, поживём – увидим.
Станкостроение – залог успеха
Землекопу по определению нужна лопата. Машиностроителю – станок. Руководитель самого успешного двигателестроительного предприятия на территории бывшего СССР Вячеслав Богуслаев ожидал увидеть в Жуковском изобилие средств производства. От того, на каком оборудовании в машиностроении создаётся продукт, напрямую зависят его качество и рентабельность:
– Любая техника связана со станками. А станки сегодня больное место России и Украины. Станочный парк устаревает, разрушается. Собственное станкостроение и инструментальная промышленность напрочь отсутствуют. Практически все деньги, что мы зарабатываем на экспорте, отдаём за новые станки – зарубежные. Специалистам совершенно ясно – необходима программа возрождения станкостроения, на новой основе, с учётом мировых достижений. Почему Китай так бурно развивается? Посмотрите на их станки – самые современные, недорогие, очень нужные именно сегодня. А мы за последние десятилетия потеряли науку, институты, производственные кадры. Что могут показать некогда знаменитые станкостроительные школы Иваново, Рязани, Ступино? Будущего у машиностроения без станкостроения нет. И в этом смысле выставка бедная, станкостроительная промышленность практически не представлена. Мы, правда, привезли на выставку сверхточный шлифовальный станок Лубенского завода. Продаём их по всему миру. У нас в Украине это, пожалуй, единственный пример, когда завод чудом сохранился, а мы его поддерживаем.
Вячеслав Александрович скромничает. В Запорожье давно поняли, что без модернизации производственных мощностей легко выпасть из обоймы. Ведущие мировые авиастроительные концерны обновляют их регулярно. Новые станки – это прежде всего более высокая точность обработки деталей. Но «Мотор Сич» – частное предприятие, карман государства для него закрыт. Поэтому за границей покупают оборудование, которого не отыскать ни в Украине, ни на просторах СНГ. В прошлом году приобрели на 1,3 млрд. рублей. Остальное – модернизация старой техники или… производство станков собственными силами. Иначе модернизацию не потянуть. Старый станок – с новыми приводами, рабочими органами и самой современной системой управления ни в чём не уступит новому. Но стоить будет в разы дешевле. Секрет прост – чугунная станина, основа любого станка и самая дорогая его часть, – с годами делается лучше, стабильнее, в металле исчезают внутренние напряжения, и «старый» станок работает чётче и точнее недавно сошедшего с конвейера. В прежние времена, чтобы добиться этой стабильности, станины месяцами катали по всей стране в железнодорожных вагонах, ускоряя вибрациями процесс. И лишь потом дооснащали, устанавливали в цехах и налаживали.
Сейчас модернизировать станок с пятикоординатной обработкой детали для инженеров и рабочих «Мотор Сич» – не проблема. Персонал прошёл обучение на специализированных предприятиях за рубежом. Создан специальный участок, выстроены связи с поставщиками комплектующих, в том числе из России. Отдельные агрегаты производят на месте. О качестве переживать не приходится – в авиастроительной отрасли за этим следят строго. Сейчас планируют вывести станочное производство на отдельную площадку, появились сторонние заказчики, планы расписаны на годы вперёд. А завод в шоколаде – об обновлении станочного парка голова болит всё меньше. Вот о чём надо бы говорить на подобных форумах. Это и есть «Технологии в машиностроении» в условиях развала собственной станкостроительной индустрии.