Аргументы Недели Петербург → Общество № 24(316) от 28.06.2012

НА СТРОЙКИ ГОРОДА — ПО ОРГНАБОРУ?

Петербург приглашает мигрантов, но квалификацию подтверждают не все

, 07:31

Петербургские чиновники, наконец, назвали точный срок, когда программа «Миграция», о которой долгое время шла речь в кабинетах власти, будет доработана и представлена, — это конец июля 2012 года.

Новый документ предполагает организованный набор трудящихся мигрантов как механизм регуляции трудовой миграции, в этом заключается его основной смысл», — говорит глава Комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко. Вместе с тем чиновник считает главной задачей миграционной политики в целом уменьшение числа иностранных рабочих за счет внутренней миграции и сокращение числа нелегалов, которых собираются «выводить из тени». «Для этого необходима корректировка федерального законодательства и борьба с субъектами теневого рынка, которым бесправное положение мигрантов выгодно. Но основной смысл сегодняшних изменений — создание системы, позволяющей привлекать на рабочие места иностранных граждан только при необходимости, когда нет источников чисто российских, — объясняет он. – Поскольку около четверти из 2,6 миллиона работающих — работники бюджетной сферы, напрямую зависящей от городских властей, нам следует создавать определенный стандарт поведения для работодателей».

По словам Чернейко, за короткое время ситуация не изменится, но процесс уже начался. Параллельно, как он считает, следует организовать четко контролируемый набор рабочей силы из основных «стран исхода», которыми остаются Таджикистан, Узбекистан и Киргизия, где сегодня идет поиск операторов, которым можно доверять. Такая рекрутинговая компания по подбору рабочей силы приведет к сокращению числа нелегальных мигрантов.

Хорошую службу окажет и мониторинг, позволяющий определить еще до пересечения границы уровень языковой и профессиональной компетенции, а также состояние здоровья претендентов на рабочие места в Петербурге. И, кроме того, обдумать систему, предполагающую быстрое оформление документов, необходимых для работы в России.

Как уточняет в связи с этим глава управления ФМС по Петербургу и Ленобласти Елена Дунаева, миграционной службой на федеральном уровне уже заключены двусторонние соглашения с миграционными ведомствами практически всех основных «стран исхода».

Петербургские чиновники не могут сегодня назвать точной цифры числа иностранных работников, постоянно находящихся на территории Северной столицы, и ссылаются на экспертные оценки, по которым эта цифра доходит до 500 000. «Только примерно треть из их числа легально оформлены», — отмечает Дмитрий Чернейко. И добавляет, что по некоторым оценкам, количество нелегалов в несколько раз больше, но точно определить ситуацию невозможно, так как «непрозрачными остаются сферы строительства и жилищнокоммунального хозяйства».

Про пилотный проект оргнабора специалистов из Таджикистана представители УФМС по Петербургу и Ленобласти говорили давно, еще в конце минувшего года в его рамках был заключен договор между ФГУП «Паспортно-визовый сервис» и Государственным предприятием Таджикистана «Таджиквнештруд». Но не все идет гладко даже при участии госпредприятий. В марте этого года, выступая на круглом столе по проблемам трудовой миграции, заместитель начальника УФМС РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрий Никифоров сообщил, что иностранные граждане не всегда соответствуют квалификации, по которой имеют сертификаты: «Буквально две недели назад по системе оргнабора к нам приехали несколько трудовых мигрантов из Таджикистана. Все они окончили курсы профессиональной подготовки и имеют свидетельства газоэлектросварщика 3-го разряда. Мы их протестировали. Так вот, ни один из них не смог подтвердить свою квалификацию даже по 1-му разряду».

В апреле прибыли первые 16 человек из киргизского города Ош — они по оргнабору прошли подготовку в местном лицее и в Петербурге работают на стройке. Кстати, как сообщили в Оше, записалось на курсы 100 человек, 76 их окончили, только 16 получили реальную возможность поехать в Петербург, где были найдены вакансии на стройке.

По-прежнему серьезной проблемой и для трудящихся мигрантов, и для работодателей, и для чиновников остается незнание потенциальными работниками русского языка. Хорошо известно, что уровень преподавания русского языка в странах Центральной Азии за последние годы заметно упал. В Таджикистане, например, хорошо говорят по-русски лица старше 30 лет, молодежь же в основном русского языка не знает. А ведь именно 20–25-летние составляют основное количество мигрантов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram