Аргументы Недели → Общество № 22(314) от 14.06.2012

"Семейская круговая"

, 18:22

Впервые за 250 лет забайкальские старообрядцы собрались вместе. В начале лета в село Красный Чикой съехались более 700 русских семейских староверов из Сибири, Дальнего Востока, Китая и Монголии.  Первый межрегиональный фестиваль старообрядцев «Семейская круговая» осуществил давнюю мечту местных жителей – повидаться с братьями по вере.

Яркие и звонкие песни фестиваля пришли из глубины веков, так же как и нарядные костюмы, необычные головные уборы и поражающие своими размерами янтарные бусы. Украшения, как и мелодии, забайкальские старообрядцы передают из поколения в поколение:

– Вот этим моим бусам более трёхсот лет, – говорит Надежда Кушнарёва, руководитель Большекуналейского семейского народного хора Республики Бурятия. – Их наши предки принесли из Прибалтики. Передаются они по женской линии.

Где только не проживают обладательницы особых янтарных бус! Настоящим открытием стал фольклорный коллектив из Китая под названием «Земляки». Варвара Ушакова рассказала, что предки участников их коллектива когда-то тоже жили в Забайкалье. Потом по разным причинам эмигрировали в Китай. Но и там они смогли передать своим детям и внукам любовь к родному языку, традициям, песням и русским именам.

– Главные праздники мы отмечаем семейно, – признаётся Варвара. – Поём песни на русском языке на Новый год, на Пасху, на Рождество, Троицу… Я считаю, что мы молодцы, потому что не забываем свой родной язык и всё то, что нам оставили бабушки и мамушки.

Глядя на участников, прибывших из Китая и Монголии, лишний раз убеждаешься, что где бы ни жили семейские, традициям своим они верны. Похожи у них не только костюмы, язык, но и поведение. Приехав на фестиваль из разных уголков Забайкалья, Республики Бурятии, Китая и Монголии, старообрядцы все как один не сговариваясь заявляли, что вряд ли бы вышли на сцену, если бы не великий праздник Троицы: «В Троицу работать грех! А петь сам Бог велел!» Единственное различие – во внешности. Некоторые семейские ныне имеют ярко выраженные азиатские черты – это потомки от браков с китайцами и монголами. Но главное ведь не разрез глаз, а культура!

– Духовный и бытовой опыт старообрядцев до сих пор по-настоящему не оценён по достоинству, – сетует один из организаторов фестиваля Татьяна Зенкова. – Одни староверов оценивают крайне негативно — консерваторы, хранители заплесневелых форм жизни. Для других — это лучшие землевладельцы и предприниматели, рачительные хозяева, пионеры освоения новых земель на окраинах России.

И хотя хранят свои традиции старообрядцы строго, всё же некоторые изменения нравов и у них произошли: в суровом климате Забайкалья начали согреваться огненной водой. Да и женятся семейские вот уже несколько десятилетий на местных сибирячках, считая, что «браки заключаются на небесах». Искать себе спутников жизни только среди старообрядцев, пусть даже и в соседней Бурятии, Монголии и Китае, забайкальским староверам не под силу – слишком далеко друг от друга они живут, а средств на дальние поездки нет. Впрочем, нельзя сказать, что семейские бедствуют: в каждом дворе немалое подсобное хозяйство. Привычка много и хорошо трудиться – это тоже, можно сказать, особенность староверов. Вот и на фестивале не обошлось без выставки изделий народных умельцев. Рукодельница Надежда Родионова из соседнего с Красным Чикоем села Архангельское своими руками вернула к жизни старинный ткацкий станок и теперь делает на нём холсты и дорожки:

– Ткачество хорошо нервы успокаивает. Иногда так меня вдохновляет, что начинаю петь! И на душе становится спокойно!

В отличие от трудовых, песенные традиции старообрядцев всё же изменились. Специалисты отмечают, что старинная протяжная лирическая песня с необыкновенным распевом фактически перестала существовать. Особенно это заметно в сёлах Забайкалья, где семейские проживают рядом с другими группами русских, называемыми здесь сибиряками. Да и влияние украинской речи на всех, проживающих в сёлах Забайкальского края, заметно даже неспециалисту. Но вот что любопытно – главным популяризатором семейской самобытности оказалась потомственная казачка!

Да и этот удивительный фестиваль русской культуры состоялся благодаря стараниям людей разных национальностей: сошлись воедино энтузиазм фольклориста Татьяны Зенковой, поддержка главы Красночикойского района Михаила Куприянова, интерес министра культуры Забайкальского края Галины Сыроватка и административный ресурс губернатора края Равиля Гениатулина. В результате сотни людей искренне радовались на празднике, где были и выставка декоративно-прикладного творчества «Деревня мастеровая», и реконструкция обряда Троицы, и конкурсы на лучшее исполнение неповторимых по звучанию старообрядческих песен. Особый колорит фестивалю придал концерт Государственного театра национальных культур «Забайкальские узоры» из Читы. Он подарил собравшимся целый букет песен разных народов, сотни лет дружно живущих на земле за Байкалом.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram