Аргументы Недели Петербург → Общество № 21(313) от 07.06.2012

Утраченное право выбора

Прием в школу: кто­то теряет, кто­то находит...

, 13:45

Новые правила приема в школы лишили одних детей возможности получать качественное образование и позволили вздохнуть с облегчением тем родителям, которым повезло проживать в микрорайоне, где находится элитное учебное заведение с грамотным подходом к обучению.

Мест нет

Второго апреля в Петербурге стартовала приемная кампания в школы, которая обернулась непониманием и жалобами со стороны рассерженных родителей. Дело в том, что в этом году существенно изменились правила приема в средние учебные заведения. Если раньше родители ждали наступления второго месяца весны, чтобы наперегонки бежать в школу, дабы успеть самым первым записать своего ребенка, то теперь формула «кто успел, тот и съел» действовать перестала.

Согласно закону преимущество при приеме имеют дети, которые живут на территории, закрепленной за образовательным учреждением. Если раньше это понятие определялось как микрорайон, то теперь каждый дом прикрепляется к конкретному учебному заведению, а весь процесс зачисления регулируется на уровне районного руководства. При этом список льготников расширился за счет детей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел. Набор «местных жителей» происходит до 1 июня, и только после этого срока все, кто также желает попасть в ту или иную школу, но не прикреплен к ней по месту жительства, могут попытать счастья. При условии, конечно, что в данном учебном заведении еще имеются вакантные места.

Вроде бы все правильно. Однако здесь есть некоторые нюансы. По словам мамы будущего первоклассника Марии Евсюткиной, новые правила приема отобрали у родителей право выбирать школу для ребенка. Соответственно, в связи с принятием новых правил право выбора образовательной программы также было нарушено: «Мы проживаем в Калининском районе. Большинство школ в нашем районе в начальной школе обучают по программе “2100”, в том числе и та, к которой мы приписаны по территориальному признаку. Рядом же находится школа, в которой обучение в начальных классах идет по программе “Школа России”. И я хочу, чтобы мой сын учился по этой программе. Но в школе, куда я пришла на рассвете 2 апреля, чтобы подать заявление, мне отказали, ссылаясь на эти самые новые правила. Ведь иначе будут нарушены права первоочередного принятия детей приписанного к этой школе микрорайона. В связи со сложившейся ситуацией не нарушается ли наше конституционное право на выбор образования?».

Но в Комитете по образованию считают, что никакие конституционные права детей и их родителей новые правила не нарушают.

На вакантные места

По словам директора одной из школ Приморского района Аллы Чередниченко, отказ в зачислении ребенка в школу, живущего в другом микрорайоне, правомерен. В соответствии с последним распоряжением, пришедшим в школу «сверху», сначала нужно обеспечить возможностью учиться в данной школе всех, кто за ней закреплен, а если будет возможность открыть дополнительный класс с разрешения вышестоящих органов, в таком случае у «неместных» детей будет возможность попасть в желаемую школу.

«Как вообще происходит распределение детей по школам? — делится с нами Алла Чередниченко. — Я как руководитель могу опираться только на статистику. А статистика строится на основе мониторинга прошлых лет и конкретных данных, которые мне предоставляет паспортный стол. Где-то в январе-феврале начинается обработка этой информации. Как только у меня появляются сведения о количестве детей нужного возраста, я сообщаю эти сведения учредителю. И на основании их государство выделяет школе деньги под каждого конкретного ребенка».

По ее же словам, если родители снимают квартиру или купили жилье в другом районе, а ребенок зарегистрирован по старому месту жительства, им необходимо представить какой-либо документ, например, временную регистрацию или договор найма, на основе которого их сына или дочь примут в школу.

«Родители приходят и возмущаются, что не могут попасть в нужную им школу. Но как им объяснить, что государство уже заложило деньги на их ребенка в другом учебном заведении. Если мама живет в паре кварталов от школы и приходит ко мне с намерением отдать к нам своего ребенка, по закону она имеет на это право, но только после 1 июня на вакантные места. Прежде всего я должна обеспечить возможностью учиться детей, которым не надо преодолевать расстояние в несколько кварталов. Это требование Роспотребнадзора. С другой стороны, можно понять родителей, которые не хотят отдавать своего ребенка в школу, за которой они закреплены, потому что одна мысль об этом учебном заведении приводит в содрогание. Но таковы, к сожалению, на сегодняшний день правила», — говорит Чередниченко.

Школы для богатых и бедных

В свою очередь, главный редактор портала «Завуч.инфо» Евгений Барановский считает, что новые правила приема могут привести к коррупции при зачислении детей в школы: «За последние несколько месяцев мне позвонили трое моих знакомых с просьбой помочь. Одна из историй такова, что под предлогом того, что ребенок живет в Центральном районе, а учится в Невском, его всевозможными способами пытаются выгнать из школы, хотя поступал он туда, когда подобных правил не было и в помине. Наверное, у него есть определенные проблемы с учебой, но у кого их нет, и это совсем не повод ставить ультиматум родителям: либо вы заберете его, либо мы оставим его на второй год».

Он также отмечает, что новые правила ущемляют права детей и их родителей на свободу выбора образования. «Если я завтра захочу переехать на Дальний Восток, моему ребенку нельзя будет учиться в местной школе?» — задается вопросом специалист.

По его мнению, нововведение в итоге приведет к тому, что государственные школы превратятся в учебные заведения для богатых и бедных. Те школы, в которые родители стремятся отдать своих детей, останутся, а вот остальные — так называемые дворовые школы — превратятся в образовательные центры и начнут объединяться с эффективными школами. Хорошо это или плохо? Проблема, на наш взгляд, неоднозначная и требует обсуждения.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram