В стране разгорается экологическая война. С подачи правительства Госдума собирается принять закон, повышающий плату за незаконные вредные выбросы в 20 раз. Владельцы грязных производств, в том числе входящие в список «Форбс», – против.
С экологией в России – сущий кошмар. Отчёты Минприроды давно напоминают фронтовые сводки: «В 135 городах России (66% городского населения) уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий и очень высокий. Максимальные концентрации, превышающие 20 ПДК, фиксировались в Уфе (хлорид водорода – 38 ПДК, этилбензол – 24 ПДК), Ясной Поляне (диоксид азота – 29 ПДК), Магнитогорске (бензопирен – 23,1 ПДК), Архангельске (бензопирен – 21,1 ПДК)». Проще говоря, временами воздух в этих городах превращается в ядовитую субстанцию, дышать которой можно только на собственный страх и риск.
Причина у разразившейся экологической вакханалии простая. Охрана природы противоречит интересам крупного бизнеса. По данным Минприроды, 99% выбросов в стране обеспечивают 11,5 тыс. вредных производств. В том числе чёрная жемчужина страны – «Норникель». На него приходится 10% всех российских промышленных выбросов в атмосферу. Чтобы выбрасывать меньше, грязные предприятия должны заменить всё устаревшее оборудование. Олигархам это дорого.
Отчаявшись призвать бизнесменов к порядку, чиновники тоже плюнули на окружающую среду. Вместо того чтобы бороться за чистоту природы, они попросту стригут купоны с предприятий. Система такова. На практике заводы и фабрики давно руководствуются не предельно допустимыми концентрациями вредных веществ, а персональными разрешениями на загрязнения, которые выдают местные отделения Росприроднадзора. Они устанавливают для каждого предприятия так называемый лимит выбросов, который может многократно превышать безопасные с медицинской точки зрения нормы.
Взамен заводы платят деньги в региональный и федеральный бюджеты. Тарифы на порчу природы известны и утверждены правительством. Хочешь выбросить тонну аммиака в пределах ПДК – плати 106 рублей. Тонну синильной кислоты – 422 рубля. Если выбрасываешь с превышением ПДК, но в пределах разрешённого Росприроднадзором объёма – раскошелься на 533 руб. и 2,1 тыс. руб. соответственно. В итоге все довольны. Олигархи избегают ненужной шумихи и судов, а государство получает немалые деньги. В прошлом году Росприроднадзор собрал за ущерб окружающей среде 3,8 млрд. рублей.
Этот-то порядок, при котором нарушителем быть выгодно, и решило сломать правительство. Полностью запретить выбросы сверх ПДК оно не может – все грязные сырьевые производства в стране попросту встанут. Поэтому чиновники приняли соломоново решение. С одной стороны, по новому закону заводам по-прежнему разрешается выбрасывать вредные вещества сверх предельно допустимых норм. С другой, чтобы получить на это разрешение, владельцы обязаны предоставить в Росприроднадзор конкретный план: когда и какое оборудование они заменят, чтобы уменьшить вред, наносимый природе. Более того, за каждую тонну вредных веществ, выброшенных сверх разрешённой для них нормы, заводы станут платить не в пять, а в 100 раз больше.