Вопреки представлению, что народная песня – прибежище исключительно старшего поколения (например, «Бурановских бабушек»), молодые профессионалы всё чаще включают её в свой репертуар. В том, что делают это люди талантливые и одарённые невероятными голосами, убеждается каждый, кто хоть раз побывал в Козельске на Международном конкурсе – фестивале славянской народной песни «Оптинская весна». На днях стали известны имена его победителей. Однако происходящее в Калужской области порождает и много вопросов.
Проблема для жюри
Результаты конкурса вызвали удивление у зрителей и экспертов – первые места в этом году были присуждены сразу нескольким финалистам, причём в каждой из трёх возрастных категорий! Руководила жюри известная своим своенравием рок-певица Ольга Кормухина. Объяснила она неординарный поступок судей поразительно высоким уровнем подготовки и выдающимся талантом конкурсантов.
Финал конкурса проходил в Козельске (Калужская область). Это был концерт, который длился более четырёх часов при полном аншлаге в местном доме офицеров – самом большом в городе зале. Каждый из исполнителей представил публике и жюри по две песни – народную и духовного или патриотического содержания. Зал не раз буквально замирал от восторга, слушая конкурсантов.
А ведь чтобы выступить на этой сцене, певцы прошли непростой путь. В Козельск пригласили только победителей республиканских этапов – из России, Белоруссии, Украины и Сербии. С каждым годом популярность конкурса растёт, как, впрочем, и количество заявок на участие в нём. Привлекает, по мнению молодых певцов, необычное сочетание требуемого репертуара и беспристрастность жюри. А в перерывах между выступлениями конкурсантов на сцену выходили заслуженные музыкальные коллективы и исполнители: знаменитый Мрыховский казачий народный хор, виртуоз-балалаечник Юрий Клепалов, гусляр Егор Стрельников, сербская этногруппа «Бело платно» и многие другие. В зале царила волшебная атмосфера. В какую-то секунду показалось, что прикоснулась к вечности, ведь здесь и сейчас при мне из уст в уста легко и радостно передавали вековые традиции.
Гражданская инициатива
Удивительно, насколько по-разному относятся в российском медиапространстве к инициативам гражданского общества. За одними каждый чих комментируют и крупным планом показывают, на других вообще внимания не обращают. Причём чем деструктивнее инициатива, тем больше ей места в эфире и на лентах информагентств. Вспомним, сколько репортажей и сообщений было посвящено гуляниям пары сотен оппозиционеров по Москве и красочному живописанию их сомнительных культурных акций то у памятника Абаю Кунанбаеву, то у высотки на Красной Пресне.
Но ровно в это же время в четырёх часах езды на машине от Москвы в небольшом городке Козельске около тысячи (!) человек участвовали в фантастической культурной инициативе, связанной со славянской народной песней. Однако до этого никому, кроме канала «ТВ Центр» да «Радио России», дела не было. Даже местные калужские «Вести» не удосужились приехать, чтобы узнать, зачем третий год подряд сюда съезжаются сотни музыкантов со всей России и ещё трёх государств? Почему пара десятков жителей 18-тысячного городка между посадкой картошки и разведением цыплят вдруг начинают по ночам оформлять сцену местного дома офицеров, встречают, селят и кормят сотни гостей (порой у себя дома), сбрасываются из своих невеликих заработков на аренду звукового и светового оборудования для концерта?
Это и вправду чудо какое-то, что небольшая местная казачья община и примкнувшие к ней прихожане монастыря «Оптина пустынь», испросив благословения своих духовных наставников, уже третий год организуют международный фестиваль-конкурс без какой бы то ни было поддержки со стороны местной или областной власти! Казаки искренне считают большим прогрессом в позиции руководства города уже то, что в отличие от прошлых лет на сей раз местные власти не дали команду срывать афиши фестиваля под предлогом борьбы за экологию, а на главной улице даже появилась одна перетяжка, извещающая о проведении «Оптинской весны». На областного министра культуры, у которого не нашлось времени заглянуть в этот день в Козельск даже на полчаса, они тоже совсем не обижаются. Наверное, говорят, был очень занят.
На сегодняшний день это единственный в России международный фестиваль такого уровня, который организован и проводится исключительно силами общественной организации.
Бей своих?
Такое равнодушие со стороны местных властей сегодня невозможно представить себе в отношении культуры так называемых титульных народов ни в одной из российских республик. Там всегда найдут и средства на поддержку инициатив, связанных с национальной культурой, и время в графике руководителей региона на личное приветствие собравшимся, да и административный ресурс включат, если местные СМИ запамятуют осветить событие. Там принято организаторов подобных акций на руках носить – за прославление своего народа и поднятие имиджа региона на международный уровень.
К примеру, 14 июня в Килемарском районе республики Марий Эл состоится V Межрегиональный марийский фольклорный праздник «Земля предков». Республика эта совсем небогатая, и на такие мероприятия наваливаются всем миром: в организаторах – Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Республиканский центр народного творчества, да ещё отдел культуры, физкультуры и спорта администрации Килемарского муниципального района. А оповещением всей страны о фестивале занимается пресс-служба районной администрации.
Однако то, что естественно в национальных республиках, для лидеров русских областей нормой не является. Только в русских областях власти – тоже, между прочим, русские – могут безнаказанно игнорировать свою же национальную культуру! А потом в кулуарах высоких собраний в Москве шушукаться по поводу демонстрации своей национально-культурной исключительности лидерами южных республик, под которую те выбивают федеральные средства. Так и хочется спросить: а вам-то кто мешает красиво демонстрировать и поддерживать народную культуру русских? Боитесь лишний раз слово перед высоким начальством молвить или это уже привычка показывать силу по принципу «бей своих, чтобы чужие боялись»?
Индейцы в приоритете
Атаман Оптинского казачьего хутора Евгений Чернышёв напрочь отказался обсуждать странное поведение местной власти. Мол, что сделаешь, наверное, у них другие приоритеты, а мы тут и сами как-нибудь сдюжим, всему потихоньку научимся. Зачем всё это надо?
– Чтобы дух русский в молодёжи укреплять через песню и славянское братство возрождать, – произносит эти слова атаман негромко и совсем непафосно, но так, что уточняющих вопросов задавать отчего-то уже не хочется. С ним всё ясно.
Вопросы остаются, как минимум, к калужским властям. Почему, например, они так активно и трепетно поддерживают проект «Этномир», который успешно осуществляет на территории их области московский бизнесмен Руслан Байрамов, но в то же время игнорируют Козельский музыкальный проект?
В «Этномире», конечно, есть элементы быта некоторых народов России, но упор-то сделан на культуру народов мира! Поэтому там зажигательно скачут североамериканские индейцы в перьях, китайцы чинно показывают чайную церемонию, представители Юго-Восточной Азии наполняют свой павильон пряными ароматами благовоний. Сама видела, как весь властный бомонд области – начиная с первого лица – приехал как-то в «Этномир» на презентацию. Там и правда теперь всё здорово: экзотично, динамично, детей полно из окрестных районов и особенно из Москвы. Этнопарк уже начал окупаться.
Но кто покажет нашим детям неповторимые калужские распевы, кто расскажет об истории и душе аборигенов здешних земель – о русских, о славянах?
Лауреаты
Первые места и статуэтку трубящего ангела – символа фестиваля «Оптинская весна» – получили:
– в возрастной категории 14–17 лет – Елена Анжелкович (Сербия) и Софья Селезнёва (Россия);
– от 18 до 22 лет – Порфирий Осипенко (Россия) и Дарья Захарова (Украина);
– 23 года и старше – Марина Анкудо (Белоруссия), Мая Стоянович (Сербия), Евгений Аляев (Россия).