Писатель и журналист Олег Максимович ПОПЦОВ имеет очень солидный послужной список. Более 20 лет он возглавлял журнал «Сельская молодёжь», который под его руководством тогда, в застойные годы, стал одним из островков литературной свободы. В 90-е ему было поручено создавать структуру ВГРТК, в 2000-е он руководил каналом «ТВ‑Центр».
- Олег Максимович, какие общественные проблемы вас волнуют сегодня сильнее всего?
– Состояние сегодняшней культуры. Наконец, пришло понимание, что остановка в её развитии приводит к торможению экономики. Без культурного наполнения никакой модернизации не будет, она приговорена. Это будет модернизация тупых. Не надо думать, что одно «Сколково» может перевернуть Россию. К тому же и систему образования у нас перевернули с ног на голову.
– Что вы имеет в виду?
– Российское образование развивалось, как прусская система, которая даёт общее развитие, мировоззрение. Американская же – учит способам. У нас часто ссылаются на Чикаго, но там никогда не было экономической школы, там находится мировая школа менеджеров, которая никакого отношения к экономической науке не имеет. Менеджер – это специалист по организации продаж. Скажите, а кто будет производить товары для продажи?
– Правда ли, что именно благодаря вам на нашем политическом горизонте появился Владимир Путин?
– Утверждать так было бы слишком смело с моей стороны. Но однажды меня пригласил Ельцин и сказал, что хочет со мной посоветоваться, надо ли ему идти на второй срок. Я говорю: «Борис Николаевич, но это должны решить вы сами. А как вы себя чувствуете?» Он молчит, не отвечает. Я вновь переспрашиваю. Через какое-то время Ельцин говорит, что недавно у него был консилиум врачей, которые сказали, на сколько уменьшится его жизнь, если он пойдёт на второй срок. «Мне надо идти?» – повторяет он свой вопрос. Я говорю, что решать это, конечно, ему, но в любом случае нужно иметь дублёра, которого нужно подобрать самому. Тогда Ельцин эту идею отверг, сказал, что об этом не может быть и речи. Но через какое-то время появился Путин.
– А теперь он снова возвращается в кресло президента. Что вы думаете об осенней рокировке?
– Когда осенью Медведев сделал своё заявление, он показал, что может предать людей, которые ему доверились. Хотя, конечно, Путин опытнее и сильнее его. Как только образовался тандем, я сказал, что Путин поставил человека сторожить кресло. Но Путин не учёл амбиций своего преемника. У Медведева комплекс Бонапарта, это видно сразу, если вы только взглянете на его снимки. Он не выносит возражений. Хотя я прекрасно понимал, что в качестве президента это довольно несуразная фигура. Медведев не работает, а скорее играет в президента. Ему, похоже, эта роль очень нравится, он ею страшно доволен.
– Но всё-таки и критика в его адрес тоже звучала?
– Да, была, конечно, и критика. Но всё это не рассматривалось серьёзно, подавалось как эмоции отдельных людей, которые не согласны с его курсом. А вот всё, что он говорит, – это всегда очень важно, он выступает чуть ли не в роли пророка. К тому же он инициировал конфликт поколений. Он не терпит людей старшего поколения, стал заниматься их дискредитацией. Одна история с Лужковым чего стоит.
Когда Путин в прошлом году организовал Народный фронт, Медведеву, похоже, эта идея очень приглянулась. И он в ответ изобрёл «Большое правительство» – мини-народный фронт. Но это очень неудачная идея. Правительство не может быть базаром. Правительство – это сжатый кулак профессионалов, это штаб армии.
– Что вы думаете по поводу нового срока Путина?
– У него очень тяжёлое положение. Путин раздал огромное количество обещаний. Критикуя популистов, он сам попал под это колесо, и сейчас ему надо стать другим человеком, чтобы свои обязательства выполнить.
– Это реально?
– Это реально. Он понимает, что надо стать другим, понимает, что ему для этого нужно.
– Я имел в виду, реально ли ему выполнить обещания?
– Что-то да, что-то нет. Но начнёт он с обновления армии. Это факт, у нас другого выхода нет, положение катастрофическое. И сейчас, если не дай бог, в Америке победят республиканцы, для нас это будет очень плохо, нам грозит обострение отношений. Это, конечно, громадные затраты. Наши либералы говорят, что они не нужны, но тут они не правы.
– Не жалеете ли вы о том, что забросили художественную литературу?
– Очень. Моя трагедия в том, что мою литературную жизнь сожрала политика. За последние 15 лет я написал три крупные политические книги: «Хроника времён царя Бориса», «Тревожные сны царской свиты» и вот последняя книга – «Аншлаг в Кремле: свободных президентских мест нет». Первая книга о Ельцине, вторая книга – о переходном периоде Путин – Ельцин, а третья – о восьмилетнем правлении Путина. Книгу о Медведеве я писать не собираюсь.
– Не интересен?
– Нет, не интересен. В кукольном театре интересен режиссёр, актёр, двигающий и говорящий за куклу. А не сами куклы.