Аргументы Недели → Общество № 7(299) от 22.02.2012

Россия от Курил до Енисея

, 17:18

В ноябре прошлого года Президент РФ Дм. Медведев и премьер-министр В. Путин на встрече с активом партии «Единая Россия» предложили создать акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Разработать предложения было поручено главе МЧС С. Шойгу.

В конце января нынешнего года Сергей Шойгу, выполняя данное поручение, предложил создать для развития региона, по площади равного половине страны, госкорпорацию.

Мы попросили губернатора Хабаровского края Вячеслава ШПОРТА выразить своё отношение к этой инициативе по развитию региона.

Против нового районирования

– Владимир Путин на ноябрьской встрече чётко обозначил границы территории, которой, по планам, предстоит заняться новой государственной структуре. От запада Красноярского края до Камчатки, Сахалина и Курил.

Естественно, я, как дальневосточный губернатор, обдумал предложение президента и премьера. Что вспомнилось в этой связи?

Будучи депутатом Государственной думы, вместе со своими коллегами я боролся против нового районирования Восточной Сибири и Дальнего Востока. Тогда люди с высокими учёными степенями и не менее высокими государственными постами чертили на карте восточных регионов страны изотермы – линии среднегодовых температур.

Намёк прозрачный. Значит, сквозило в умозаключениях разработчиков нового районирования, северный и районные коэффициенты из зарплат моих избирателей можно вычесть. С благой якобы целью: сэкономленные таким образом средства можно направить… на развитие региона.

Согласиться с подобным предложением, которое в Думе пробивалось довольно настойчиво, было для меня недопустимо. Мне ли, коренному дальневосточнику, было не знать, как оно навредит моим землякам, и без того живущим в довольно сложных условиях. Мы срочно создали депутатскую группу, в которую вошли наши коллеги-дальневосточники и депутаты – северяне со всей России.

Мы были настойчивы и бескомпромиссны. Старались объяснить коллегам, что при таком секвестре зарплат дальневосточников и северян развивать регион будет некому. Да и не для кого. Люди станут покидать эти территории.

Отстоять свою точку зрения было чрезвычайно сложно. Нам противостояло сильное финансовое лобби. Скажу откровенно, без поддержки Владимира Путина, бывшего тогда президентом, победить в той борьбе было бы невозможно. Владимир Владимирович не только чётко обозначил свою позицию, но и поддержал нас, а значит, всех дальневосточников и северян. Я до сих пор благодарен ему за это.

Прекрасно понимаю, что между той бездумной изотермой и нынешним предложением премьера не только расстояние в десять лет, но прежде всего последовательный путь чёткого понимания значимости, необходимости этого региона для России.

Опыт прошлых лет

– Вообще-то в нашей стране уже был опыт создания государственных структур для развития Дальнего Востока. Помните, в 70-е годы прошлого века было сформировано министерство строительства в районах Забайкалья и Дальнего Востока – Минвостокстрой.

– Не только помню, но и считаю этот пример очень показательным. Какие тогда были стройки на Дальнем Востоке! В Амурской области завершили строительство Зейской ГЭС, приступили к возведению Бурейской. В Хабаровском крае, в Комсомольске-на-Амуре ускоренными темпами развивалось промышленное строительство. Построили Дальневосточный передельный металлургический завод. Только перестройка остановила возведение судостроительного завода «Парус» и машиностроительного завода – смежника нынешнего КнААПО.

Убеждён, новую структуру нужно создавать под значимую и реальную задачу.

– Вячеслав Иванович, если прослеживать историю развития Дальнего Востока, то можно вспомнить и Российско-американскую компанию. В середине XIX века, в годы освоения Амура, правительство России заключило контракт с этой частной компанией. На её судах перевозили грузы, людей.

– Российско-американская компания имела поселения-фактории не только на нашем Дальнем Востоке, но и на американской Аляске, входившей в состав Российской империи. Для сообщения с ними у компании был свой флот. Правительство пришло к выводу, что дешевле фрахтовать суда для освоения Амура, чем строить новые.

Сегодня есть разные мнения относительно создания госкорпорации. Обращаясь к опыту прошлых лет, можно вспомнить, что и генерал-губернатор Муравьёв-Амурский часто высказывал критическое мнение по поводу взаимодействия правительства и Российско-американской компании. Но история доказала, что решение о сотрудничестве было верным.

Ведь какая грандиозная задача стояла перед государством – освоение Амура!

Достойные проекты

– Авторы концепции о госкорпорации считают, что развитие региона потребует миллионы специалистов по строительству, транспорту, горному делу, современным технологиям. Есть в крае проекты, достойные госкорпорации?

– Безусловно. На базе наших портов Ванино и Советская Гавань создаём транспортно-промышленный узел и особую портовую экономическую зону – первую в России. Через мощные терминалы намечено переваливать до ста миллионов тонн грузов, для реализации этих планов уже завершена проходка Кузнецовского тоннеля, идёт расширение железнодорожного полотна на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.

Южно-корейской корпорацией «Международный аэропорт Инчон» с компанией «Дэу Инжиниринг» разработан генеральный мастер-план развития международного аэропорта Хабаровск, способного конкурировать в сфере международных авиаперевозок.

В середине февраля нынешнего года в крае произошло значимое событие – заложен памятный камень в основание будущего горно-обогатительного комбината «Белая гора» в Николаевском районе. Ввод объекта намечен на первый квартал 2013 года. Следом за ним будут запущены подобные комбинаты в Аяно-Майском районе. В нынешнем году введём горно-добывающий комплекс на месторождении Албазино в районе имени Полины Осипенко. Готовится сдача самого современного гидрометаллургического комбината в Амурске по производству золотого сплава.

Ввод этих объектов позволит к 2015 году довести уровень добычи драгоценных металлов до 18 тонн в год. Будут трудоустроены 2500 человек, в территориальный бюджет ориентировочно поступит не менее 3,5 миллиарда налоговых платежей.

Серьёзные средства инвестирует ОАО «СУЭК» в развитие Ургальского каменно-угольного месторождения. К 2015 году объём добычи планируется увеличить более чем в два раза.

Пять приоритетных инвестиционных проектов реализуются в лесопромышленном комплексе края. За последние три года производство пиломатериалов увеличилось в 1,3 раза, их поставки на экспорт выросли втрое. Высококачественные материалы отгружаются в Германию, Бельгию, Францию.

Важнейший инвестиционный проект для лесного сектора экономики не только Хабаровского края, но и всего Дальнего Востока – строительство в нашем крае межрегионального целлюлозно-бумажного комбината. Ориентировочная стоимость объекта – 47 миллиардов рублей. Срок реализации – 2013–2018 годы.

Ведётся масштабная реконструкция нефтеперерабатывающих заводов. Объём инвестиций – 52,9 миллиарда рублей, освоено около 40% средств.

Хабаровский край обладает серьёзными ресурсами для строительства мощного производства по выпуску азотно-туковых удобрений, метанола. Комплексный подход к развитию региона непременно приведёт и к возрождению химических мощностей, которые раньше занимали не последнее место в хозяйстве региона.

А какие возможности даст реконструкция БАМа! Она откроет доступ в кладовую с несметными богатствами – к месторождениям, расположенным вдоль Байкало-Амурской магистрали.

Для нас чрезвычайно важно ещё одно обстоятельство. Все действующие и перспективные инвестиционные проекты усилят формирующееся в крае ядро современных конкурентоспособных промышленных производств: авиа- и судостроение, металлургическая отрасль. Им тоже необходимы инвестиции.

Не только контролировать, но и анализировать

– Снижение железнодорожного тарифа на перевозку грузов на Дальний Восток и в обратном направлении – это проект, достойный государственной корпорации?

– Вот мы и подошли к самому главному вопросу в создании госкорпорации. Убеждён, у будущей структуры самой сильной стороной должно быть умение анализировать, а не только контролировать освоение средств.

Ведь сегодня не проблема отыскать современную, передовую технологию. Вопрос в том, чтобы найти средства для её приобретения, ввезти технологию в страну, доставить на Дальний Восток. А потом, после её запуска в работу, ещё предстоит биться за то, чтобы энерготарифы не задушили экономику производства.

Так что государственная корпорация если берется помочь инвестору, бизнесмену, создать им преференции, а в конечном итоге поддержать жителей региона – какие вопросы? Она необходима.

– Для развития Дальнего Востока существуют различные программы. Их целью провозглашается создание комфортных условий для проживания людей. А критериев комфортности никто не называет.

– Я недавно во время рабочей поездки в Комсомольск-на-Амуре встречался со студентами. Разговор получился живой, откровенный. Что для молодых важно? После окончания вуза найти хорошую работу или открыть своё дело, получать достойную зарплату, создать семью, приобщаться к культуре, иметь возможность для полноценного отдыха.

Убеждён, ставку в развитии таких сложных, удалённых от центра регионов, как Хабаровский край, нужно делать на местное население, особенно молодёжь, создавать все условия для нормальной жизни людей на своей малой родине. В этом направлении и работает региональное правительство.

В крае есть современные привлекательные производства, но их ещё недостаточно. Мы сохранили образовательную вертикаль в профессиональном обучении: лицей – колледж – вуз. Задача в том, чтобы приблизить обучение к производству.

С 2007 по 2010 годы жилищные условия улучшили 1425 молодых семей. В 2011-м новоселье справили ещё 500 семей. Хотим строить больше, чтобы закрепить молодёжь.

– Перед открытием осенью прошлого года Дальневосточного международного экономического форума, выступая на конференции, вы затронули проблему газификации края. В частности, подчеркнули, что в настоящее время она настолько актуальна, что обойти её не удастся ни региональной, ни муниципальной власти.

– Это как раз один из очень важных шагов по созданию комфортных условий проживания людей. Дома жителей многих поселений края до сих пор отапливаются по старинке – дровами или углём. За последние годы при поддержке ОАО «Газпром» многое сделано, чтобы газ пришёл в города, поселения края. Люди видят эти перемены, ощущают их в реальной жизни. На газ переведены многие предприятия, ТЭЦ, муниципальные котельные.

Сегодня наступил другой этап. Нужно завести экономичное топливо в индивидуальные дома, создать людям новый уровень комфорта.

Газификация Сибири и Дальнего Востока – это проект, достойный госкорпорации. Помните знаменитое выражение о том, что могущество России будет прирастать Сибирью? И Дальним Востоком, конечно. Так что нужно приветствовать любые шаги в направлении развития этих территорий.

Для меня сейчас важны последовательность и настойчивость президента и премьер-министра страны, их глубокая заинтересованность в развитии Дальнего Востока.

Зная характер Путина, его глубокое понимание проблем нашего региона и деятельное участие в их решении, не сомневаюсь: премьер не отступится, сделает всё возможное для развития дальневосточной территории и Хабаровского края, выступающего одним из ключевых проводников политики государства на Дальнем Востоке.

– Благодарю за интервью.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram