Михаил Делягин, директор московского Института проблем глобализации, продолжает расспрашивать Сергея МУСИЕНКО, руководителя минского Аналитического центра «ЕСООМ», о жизни в современной Белоруссии.
- Какова структура профтехобразования? Как она меняется?
– За 20 лет после развала СССР число учреждений профтехобразования снизилось с 254 до 218, учащихся – с почти 140 до более чем 100 тысяч человек (и ещё более 22 тысяч взрослых проходят повышение квалификации и переподготовку). Но закрыто лишь четыре учреждения: остальные укрупнены.
Развитая сеть – 37 ПТУ, 112 профессиональных лицеев, 69 профессионально-технических колледжей с почти 13 тысячами преподавателей – равномерно распределена по стране. Есть 14 ПТУ при исправительных учреждениях МВД и три специальных, закрытых ПТУ при этих учреждениях – вот где высокий конкурс, хотят стать квалифицированными рабочими!
– Какая часть школьников идёт в профтехобразование?
– Около 20%. Учат бесплатно. 47% принимаются на основе общего среднего и 53% – общего базового образования. Более трёх четвертей получают две и более профессии.
– Каково бюджетное финансирование?
– В целом доля внебюджетных средств около 16%, но у некоторых учреждений достигает 40–50%.
– Какова престижность профтехобразования?
– Андрей Андреевич Громыко, министр иностранных дел и председатель Президиума Верховного Совета СССР, после семилетней школы учился в профессионально-технической школе в Гомеле. Один из заместителей госсекретаря Совета безопасности Беларуси – выпускник системы профтехобразования.
Средний конкурс – 1,2 человека, на ряд специальностей до 3–4 человек на место. Бывает, хотя и редко, предварительное тестирование при приёме. Закон гарантирует первое рабочее место выпускникам; около 96% получают направление на работу.
14% выпускников продолжают обучение на уровне средне-специального или высшего образования, а по некоторым специальностям и 90%, конечно, не сразу.
– Если ваш ребёнок вздумает в 9-м классе идти в систему профтехобразования – что скажете?
– Посоветую, куда пойти. В своё время я и сам получил профессию автослесаря в Минском техническом училище №31. Сейчас это Профессионально-технический колледж монтажных и подъёмно-транспортных работ.
Многие руководители учились в системе профтехобразования и благодарны ей. В тяжёлые годы после развала СССР выходцы из системы сильно поддержали её. В основном в ней работают энтузиасты, такие как директор моего бывшего училища Т.А. Ястреб, она тоже выпускница ПТУ. Такие люди сохранили традиции советской профессиональной школы и превзошли её по многим параметрам.
Могу и вашим детям посоветовать, ведь и для россиян у нас бесплатное образование.
– Мой скорее к вам на спецназовца пойдёт, чем на автослесаря. А сколько зарабатывает преподаватель? Какова стипендия учащихся?
– Ставки рассчитываются по часам. Среднемесячная зарплата преподавателя – около 7,5 тысячи российских рублей; это 86% средней зарплаты в стране. Мастера производственного обучения в более выгодном положении, могут получать в 1,5 раза больше; учащиеся иногда зарабатывают почти столько же. Стипендии же – около 820 ваших рублей в месяц – одинаковы и в вузе, и в профтехобразовании.
Текучесть педагогических кадров часто отсутствует вообще. Так, около 70% преподавателей Слуцкого профессионально-технического колледжа перерабатывающей промышленности его же выпускники, а директор Б.Б. Блахин – сын его прежнего директора.
– Есть ли дефицит рабочих?
– Есть: безработица уже много лет около 1%. Но система профтехобразования гибко реагирует на спрос: не допускает массового перепроизводства специалистов «модных» специальностей и увеличивает приём на дефицитные. Когда из-за строительного бума стало не хватать строительных рабочих, мы за три года увеличили их подготовку вдвое!
– Сохранена ли такая специфика советской системы, как «рабочие 6-го разряда», которые в силу уникальных навыков обрабатывали детали на станках с точностью, кратно превышавшей их характеристики? Из-за этого многие советские технологические решения – от ШКАС в 1941 году до изменяемой стреловидности крыльев Ту-160 – так и не удалось воспроизвести нашим стратегическим конкурентам, даже имеющим всю документацию.
– Такие рабочие есть. Конечно, их стало меньше – ведь раньше они работали на весь Союз! В основном это специалисты оборонки или предприятий типа «Интеграла». Решение об усилении подготовки специалистов с 4–5-м разрядом приносит плоды, их сейчас 30% выпускников.
Так, по специальности «Мехатроника» специалист должен обладать квалификацией: мехатроник 5‑го разряда, наладчик станков с программным управлением 6‑го разряда, оператор этих станков 3-го разряда, слесарь по ремонту электрооборудования 3-го разряда! Ребят предприятия забирают «на ура» и часто платят больше, чем их мастерам в колледже. Подробнее расскажу при описании ВПК.
– Есть ли учреждения профтехобразования при заводах?
– В СССР их создали в 1984 году, но идея была неудачна. В Белоруссии предприятиям передали девять учреждений – все четыре, закрывшиеся за 20 лет, из их числа. Последнее ПТУ возвращено Минобразования Минским автозаводом ещё в начале 90-х, а позже перестал готовить себе рабочих и Оршанский авиаремотный завод: стал шефом ПТУ, автобус им купил. Эффективнее готовить специалистов централизованно.
– Работают ли белорусские рабочие по специальности за границей?
– По всему миру работают, спрос велик. Востребованность тоже проблема – у нас переманивают квалифицированных специалистов, но есть и позитив: люди возвращаются не только с деньгами, но и c богатым опытом.
– Как оборудованы учреждения профтехобразования?
– По уровню оборудования отдельные учебные кабинеты, лаборатории и мастерские колледжей на голову выше вузов. Богаты фонды специализированных библиотек, везде доступ в Интернет. Лучший и крупнейший в стране зоосад – при Могилёвском государственном профессиональном агролесотехническом колледже. Многим учреждениям помогают профильные предприятия, ряд иностранных фирм устраивают демонстрационные классы. Хотелось бы шире привлекать и ваш бизнес.
– Преобразуются ли учреждения профтехобразования в вузы, в частности – университеты и академии? Насколько часто?
– У нас действует рациональный, программный метод управления системой профтехобразования. Многие ПТУ реорганизованы в колледжи и лицеи, но не огульно. Профессионалы удерживают отрасль от непродуманных новаций. Подготовка развивается вслед за потребностями экономики и социальной сферы, с учётом негативного опыта ряда стран.
Преобразование в академии? Ну вот в 1840 году в местечке Горки Могилёвской губернии была открыта земледельческая школа. Сейчас это Белорусская государственная сельхозакадемия, старейшее и крупнейшее высшее аграрное заведение Европы. Как видите, процесс не быстрый.
– Каково будущее системы профтехобразования в Белоруссии?
– Считаю, что государству надо пристальнее взглянуть на систему и существенно ей помочь. У неё огромный потенциал. Люди, работающие в ней, совершили великое дело!
Конечно, есть проблемы, часто мешают узковедомственные подходы. Но есть научное обеспечение непрерывного профессионального образования А.Х. Шляра – ректора Республиканского института профессионального образования (РИПО), доктора педагогических наук, профессора; есть молодые руководители, например В.Н. Голубовский (директор Минского профессионально-технического колледжа), понимание и поддержка Минобразования.
В октябре 2011 года Совет глав правительств СНГ сделал РИПО базовой организацией СНГ по подготовке кадров для профессионально-технического и среднего образования. Это признание!
Многие учреждения работают с российскими регионами, готовится большая программа по подготовке преподавателей для Азербайджана. Приезжают на переподготовку преподаватели из Нигерии, Турции, Венесуэлы, других стран. В развитии такого сотрудничества – огромный потенциал дальнейшего развития профессионально-технического образования Белоруссии.