В ближайшее время город столкнется с еще одной проблемой. С нового года по инициативе ГУ МВД по Санкт-Петербургу были разорваны договоры со всеми «коммерческими» МРЭО города, как того требовал закон «О полиции». Согласно закону, работа полиции может быть организована только в помещениях, находящихся в федеральной собственности. Между тем из 27 городских подразделений по букве закона смогут работать лишь 11. Из оставшихся 16 большая часть (13 единиц) — это именно негосударственные отделы, на территории которых работают сотрудники ГИБДД.
Пока они обслуживают автомобилистов, но сигнал «стоп» может раздаться в любой момент. Еще 3 адреса: в промзоне Парнас, на Земледельческой и Новгородской улицах — являются городскими, но помещения не находятся в собственности, поэтому они также будут ликвидированы.
В Ленобласти ситуация проще: из 20 ныне работающих точек будет закрыто всего 2. Еще 4 первое время после нововведений будут недоступны для автомобилистов из-за бумажной волокиты по переоформлению права собственности. Это МРЭО в городах Тосно, Кингисеппе, Сосновом Бору и Ломоносове (последние два, скорее всего, будут преобразованы в единое подразделение).
Ситуация в Петербурге и области уникальна для России. Только в Северной столице появившиеся в начале «нулевых» МРЭО на частных площадках позволили автомобилистам снять или поставить на учет машину за фиксированную плату в 3–5 тыс. руб. в кассу и получить при этом приемлемые условия и дополнительные услуги. Коммерсанты, на площадках которых открылись дополнительные регистрационные отделы, зарабатывают на подготовке документов. При этом по закону посетитель имеет право не пользоваться их услугами, самостоятельно заполнить бумаги и оплатить лишь соответствующие госпошлины.
В Москве, по данным «Водителя Петербурга», сейчас поставить на учет авто можно либо с очередями длиной в 1–2 дня, либо за взятки — 25–30 тыс. руб. «с улицы» и 15–20 тыс., если есть знакомые в полиции.
Тем временем за 10 месяцев 2011 года, по данным «Водителя Петербурга», в МРЭО города было проведено около 550 тыс. операций. А по информации УГИБДД, в декабре 2011 года подразделения обработали около 65 тыс. регистраций. В среднем получается, что 27 подразделений обрабатывают около 55 тыс. регистраций в месяц.
В качестве примера Владимир Машнин, генеральный директор Центра автомобильных услуг, в прошлом — бывший начальник Управления ГИБДД по СПб и ЛО, привел итоги работы МРЭО на улице Крыленко. Инспекторы выполняют порядка 220–250 операций в сутки, в месяц получается около 6,5–7,5 тыс. действий, то есть примерно 11–12% из общегородского объема. Получается, что десятую часть всех регистраций в городе выполняет один, пусть и самый крупный, частный оператор Невского района (всего в руках бизнеса — 13 подразделений).
В этом подразделении в смену работают 2 сотрудника полиции. Зато, в отличие от обычных МРЭО, на каждого приходится около 5–6 менеджеров, занимающихся заполнением бумаг и первичной проверкой данных. Прием пошлин и оплата услуг ведутся тут же, автомобилисты тратят минимум сил и времени, а инспекторы лишь проверяют документы по базам МВД и ставят свою подпись на бланках. Подобный центр — далеко не единственный. Принцип «одного окна» действует еще примерно в 5–6 отделах.
Такой производительности вряд ли добьются в ГУ МВД, считает Владимир Машнин. «На организацию работы центра мне понадобилось более 10 лет. Он был спроектирован и построен специально под обслуживание автомобилистов, мы обучали персонал, — пояснил он. — Вряд ли у полиции есть средства на покупку земли и стройку, а также столько времени на обучение людей. Тем не менее, мы готовы передать или продать ГУ МВД свои помещения. Мы хотим работать, но первого шага ждем от УГИБДД».
Сейчас коммерсанты предоставляют полиции для работы свои помещения и землю на безвозмездной основе. При этом город получает работающую площадку по обслуживанию автомобилистов, а бюджет не несет дополнительных расходов.
Управление ГИБДД в спешном порядке ищет новые помещения под районные отделы регистрации. Рассматриваются все варианты: и бывшие здания медвытрезвителей, и некогда закрытые отделы милиции. Как правило, эти помещения требуют ремонта, подведения связи и оборудования техникой — то есть денег, которые вряд ли поступят из бюджета вовремя.
Что будет? В тот момент, когда коммерсантам запретят проводить операции по подготовке документов к оформлению автомобилей, Петербург столкнется с очевидной проблемой. Нагрузка на оставшиеся МРЭО возрастет в два раза, соответственно, очереди тоже удвоятся. Многие автомобилисты уверены, что в тот же момент работа в таких подразделениях станет «золотой» жилой, и взятки намного превысят нынешнюю официальную стоимость услуг в частных МРЭО.
«Я считаю, что антикоррупционная мера, озвученная Михаилом Суходольским, приведет только к расцвету этой самой коррупции, — пояснил Владимир Машнин. — бизнесмены гораздо проворнее чиновников, поэтому в Петербурге уже давно сформировался кластер “коммерческих” подразделений, которые могут предоставить все услуги в одном окне. И цены, и правила игры уже давно отрегулированы рынком».
Более того, регистрация автомобилей, техосмотр, выдача водительского удостоверения — это вообще нетипичные функции для полиции, которые нужно отдать муниципальным властям.
Кстати, закон «О полиции» допускает разные прочтения. Согласно 2 части ст. 10, «полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Так как дополнительных пояснений в законе не прописано, вполне возможно, что деятельность «коммерческих» подразделений можно легализовать.
В любом случае закрытие МРЭО на коммерческих площадях до тех пор, пока автомобилистам не будет предложена реально работающая альтернатива, приведет лишь к росту взяток и лишним проблемам для горожан.
Практика «коммерческих» МРЭО существует только в Петербурге, и этот опыт, по мнению экспертов, стоит распространять по стране до тех пор, пока государственные подразделения не смогут конкурировать с частными. Лишь в этом случае можно будет подумать об изменении системы. А пока ломать то, что строили другие, без альтернативы для автомобилистов чревато последствиями…