Директор Московского института проблем глобализации Михаил Делягин продолжает расспрашивать президента Минского социологического центра «ЭКООМ» Сергея МУСИЕНКО о реалиях жизни в Белоруссии.
- С какого момента можно отдавать ребёнка в ясли или детский сад?
– Можно-то с двух месяцев, но обычно отдают в ясли с полутора-двух лет. В городах оказываются гувернёрские услуги – по договорам, на российские рубли это стоит чуть больше 3 тысяч в месяц, но они не востребованы – в Минске, например, ими пользуется 66 семей.
– Есть ли в Белоруссии проблема нехватки мест в яслях и детских садах?
– Число яслей и детских садов при кратком господстве либералов рухнуло с 5304 в 1991 году до 4576 в 1995-м; за последующие 16 лет оно уменьшилось до 4081, в которых 53 тысяч педагогов воспитывают и обучают 387,4 тысячи детей. В последнее время их число потихоньку восстанавливается: только за прошедшие два года построены 24 дошкольных учреждения, но за счёт укрупнения яслей и детских садов при сокращении их числа охват дошкольным образованием детей 3–6 лет вырос с 63,1% в 1991 году до 96,4% сейчас.
Кроме того, сейчас работают 2420 групп новых форм организации дошкольного образования, 113 дошкольных центров развития, 1022 детских садов-школ, 83 санатория дошкольного образования, 2035 пунктов коррекционно-педагогической помощи. В результате число мест в дошкольных учреждениях примерно на 15% выше числа детей, что позволило перейти от количественного расширения системы к её качественному улучшению. В частности, с 90-х годов, несмотря на экономические трудности, все детские сады сдаются только с бассейном; сейчас около 13% от их числа имеют бассейн.
В каждом саду есть не только медсестра, но и диетолог.
– И сколько платят граждане Белоруссии за дошкольное образование?
– Что значит «сколько платят»? Оно бесплатное. Мы платим только 40% расходов на питание, что для двоих моих детей, например, составляет примерно 220 российских рублей в месяц. Все остальные расходы несёт на себе государство. Впрочем, дети-инвалиды и дети некоторых категорий военнослужащих питаются полностью бесплатно.
На дошкольное образование тратится 1% ВВП Белоруссии.
– Что включает в себя нахождение ребёнка в детском саду? Каковы обязательные и дополнительные «опции»?
– Обучение в детских садах идёт на русском и белорусском языках, но, разумеется, есть украинские, польские, еврейские, литовские и другие группы. Оказываются частные услуги, есть право на авторские методики. Лицензий нет: главные оценщики – родители. Хотя, конечно, состояние дел в целом жёстко контролирует департамент образования исполкома.
Если дети живут далеко от детского сада, их организованно привозят и отвозят домой.
В Белоруссии работают 178 круглосуточных детских садов, но большинство – более двух третей – предусматривает нахождение в них детей до 10,5 часа. Более 10% детских садов предусматривают нахождение до 12 часов; есть детские сады и группы с гибким режимом, где дети находятся от 2 до 7 часов.
Если ребёнок в течение года болел более четырех раз, его переводят в санаторную группу – таких у нас 1227.
В стране работают около 16 тысяч групп дополнительного обучения, деятельность которых государство практически не регламентирует. Три четверти из них работает на платной основе.
По поручению президента
А.Г. Лукашенко прорабатывается вопрос об освобождении платных услуг в учреждениях образования от налогов – с направлением полученных средств на развитие этих учреждений.
В целом дошкольное образование Белоруссии, бережно сохраняя лучшие традиции СССР, развивается динамично и во многом уже превышает советский уровень.
– Есть ли частные детские сады?
– Немного: 12 на страну, причём 11 из них при частных школах.
– Каковы требования к работникам детского сада?
– Они должны иметь профильное образование – не просто педагогическое, но и со специализацией на дошкольное обучение. 95% работников имеют высшее и средне-специальное образование. Они обязаны иметь медицинское свидетельство и постоянно проходить контроль; каждые пять лет – профессиональная переподготовка.
В областных и районных городах, сельской местности есть конкурс на место преподавателя в детском саду.
– Сколько же получают работники детского сада, если на их места есть конкурс?
– Немного: на российские рубли около 4,7 тысячи в месяц. Но они, в общем, работают не за деньги: это не бизнес, это создание нашего будущего.
Государство понимает необходимость повышения их материального и социального статуса: в ближайшее время будет повышена зарплата, трудовой отпуск уже увеличен до 42 дней, есть доплаты в зависимости от стажа и квалификации.
– А как в Белоруссии обстоят дела с положением детей-инвалидов?
– Для них создана многоуровневая система гарантий. Прежде всего государство гарантирует им, а также детям с особенностями психофизического развития бесплатную специализированную помощь, вплоть до обучения по индивидуальным планам. Это касается не только медицинских, но и сугубо психологических вопросов. Они и их родители имеют право свободного выбора учреждения образования, включая дополнительное образование.
Принципиально важно, что, по закону, если ребёнок-инвалид может находиться в обычных детских садах, школах и вузах, он обязательно находится в них – формируются специальные интегрированные группы для максимальной социализации детей-инвалидов по принципу «чем раньше, тем лучше». Если состояние здоровья исключает нахождение детей-инвалидов в обычных садах и школах, они направляются в специальные учебные учреждения, но только с согласия родителей. По желанию родителей их обучение и воспитание может проводиться на дому.
Если ребёнок-инвалид лечится стационарно, его учёба организуется отдельно – даже если он один и находится в соответствующем учреждении короткое время.
В случае сдачи вступительных экзаменов инвалиды имеют преимущественное при прочих равных условиях право зачисления в вузы и техникумы; в ПТУ они поступают вне конкурса. Правда, есть и другие льготные категории, так что здесь иногда возникает конкуренция.
– Конкуренция – в ПТУ?
– А что здесь странного? У нас много производств, рабочие специальности ценятся. В кризис каждая сэкономленная копейка шла на поддержание жизненного уровня в первую очередь детей, а во вторую – именно рабочих. Белоруссия живёт в первую очередь за счёт промышленности, за счёт рабочих; это понимает государство – это понимает и народ.
– Вернёмся к нашей теме. Какие виды учреждений работают с детьми, которые отстают от сверстников в развитии?
– В последние годы начиная с уровня района созданы центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Их специалисты обслуживают все возрасты – от рождения до 18 лет – как в центре, так и на дому, отслеживают динамику развития ребёнка, корректируют образовательный маршрут, вплоть до перевода из специальных в обычные детские сады и школы. Главная задача – подготовка ребёнка с особенностями развития к включению в среду нормально развивающихся сверстников.
Родители получают полную информацию о видах, методах и ходе проведения психолого-медико-педагогического обследования ребёнка с особенностями психофизического развития и его результатах, при желании присутствуют при проведении такого обследования и свободно обсуждают его результаты с врачами. При несогласии с их решением они имеют право на пересмотр заключения. И, конечно, они могут присутствовать на всех учебных и коррекционных занятиях.
На базе территориальных центров соцобслуживания открываются отделения дневного пребывания для молодых инвалидов старше 18 лет. В них продолжается развитие и поддержание навыков поведения, самоконтроля, общения, пользования техническими средствами социальной реабилитации, оказывается содействие в восстановлении навыков к самообслуживанию и в подготовке к самостоятельной жизни, ведётся кружковая работа и поиск работы для инвалида.