Аргументы Недели → Общество № 1(293) от 12.01.2012

Авиадвигатели и фабрика грёз

, 16:18 , Обозреватель отдела Промышленность

В ОАО «Кузнецов» новое назначение – самарское авиационное двигателестроение возглавил очень достойный человек – Юрий Елисеев. По всем признакам его призвали спасать заводы и КБ. На «Кузнецов» по его приглашению вернулся и прежний генеральный конструктор – Дмитрий Федорченко. Он не сработался с предыдущим «засланцем» из Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) Николаем Никитиным.

Почти отлетались…

Недавно на авиабазе Дальней авиации Энгельс в Саратовской области состоялась торжественная церемония вручения Гвардейского боевого знамени. Слетелось командование ВВС России, из Самарской области прибыла целая делегация с подарками – даже трактор для расчистки аэродрома от снега привезли. Как сказал депутат Губернской думы Владимир Дуцев, «раз один из стратегических ракетоносцев Ту-95МС носит имя «Самара» – мы за авиаторов в ответе». Но многие военные лётчики и инженеры с большей радостью, как подарок, приняли бы из рук самарской делегации новые авиадвигатели для грозных машин. Тем более что все самолёты Дальней авиации – 

Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 – оснащены самарскими движками марки «НК» – Николай Кузнецов.

О какой «защите рубежей» можно говорить, если в настоящее время из 16 Ту-160, числящихся по штату в Дальней авиации, реально на полёты выходят 2–3. Какая уж тут «воздушная составляющая ядерной триады сдерживания». Летать двумя машинами с дружеским визитом в Венесуэлу или участвовать в парадах – это ещё не показатель боеготовности ВВС. Из 64 Ту-95МС сейчас способны подняться в воздух только чуть больше половины машин, причины также в выработке ресурса двигателей НК-12. Из 115 Ту-22М3, основного носителя Дальней авиации на западном направлении, только 40 могут реально выполнять поставленные боевые задачи. Двигатели НК-25, которыми оснащён этот самолёт, не выпускаются уже более 15 лет. Потребность на данный момент – 48 штук. Эти цифры «АН» приводили в середине прошлого года, но ситуация к настоящему времени к лучшему не поменялась. И не удивлюсь, что кадровые перестановки в ОАО «Кузнецов» напрямую связаны с неспособностью команды Н. Никитина выполнить гособоронзаказ.

Планы с реальностью не пересеклись

А в Самаре нормальная зима. С морозцем, снегом и проблесками солнца. Да и настроение соответствующее – наконец с ключевого предприятия для всей Дальней авиации убрали, с точки зрения множества людей, врага. Исполнительным директором ОАО «Кузнецов» стал Елисеев, доктор наук, настоящий производственник-двигателестроитель, выпускник факультета «Турбиностроение» МВТУ им Н.Э. Баумана. С 1976 г. и до недавних пор он работал на московском заводе «Салют», крупнейшем предприятии по изготовлению авиадвигателей для самолётов Су и МиГ. «Салют» под его руководством выжил и успешно развивался последние 15 лет.

Глядишь, вернутся к испытаниям уникального НК-93, Дальняя авиация наконец получит новые двигатели для своих красавцев-ракетоносцев. Но возник вопрос – а сможет ли профессионал-двигателестроитель Елисеев что-то сделать в тех условиях, которые диктует ОДК?

С кем из коренных «кузнецовцев» ни встречался – все довольны сменой руководства. И всё же глаза у людей погасшие, вид какой-то усталый. Эксперименты над предприятием сделали своё дело – кредит доверия к государству у среднего управляющего звена, у специалистов и мастеров прежнее руководство самарского предприятия вычерпало до донышка. Мало кто верит и планам – их было за эти годы громадьё. На выходе-то пшик.

Крыши текут – в дождь выключают станки и освещение. Есть новенькие станки с ЧПУ, на которых некому работать. Нужны программы, а все чертежи и технологии, как и прежде, хранятся в толстенных книгах. В цехах постоянный дефицит самого простого инструмента – то фрезу ищут, то свёрла.

Елисеев с первого дня свиту «никитинских» прихлебателей отправил на места по штатному расписанию и в одиночку ходил по цехам. Останавливался, беседовал с мастерами, рабочими, инженерами. Говорят, отменил несуразность должностных окладов – многочисленное руководство, бродяги с «золотыми парашютами» получают в зарплату далеко за полмиллиона плюс бонусы, а мастер на производстве – 15–20 тыс. рублей. Но это только вершки – предприятие обвешано долгами, как новогодняя ёлка.

План ОАО «Кузнецов» по выручке на 2011 год – 7 млрд. 804 млн. рублей. По факту на начало декабря вышло приблизительно 2 млрд. 300 млн. рублей. Завален втрое! И это на без малого 11 тыс. работников. До объединения СНТК им. Н.Д. Кузнецова, завода «Моторостроитель» и СКБМ в единую организацию под гордым именем «Кузнецов» финансовые гении из ОДК – горлопан Н. Никитин (есть у него манера обкладывать всех и вся на бесконечных совещаниях и планёрках) и его 1-й зам Михаил Зильберштейн умудрялись в рамках одного холдинга наращивать выручку, организовав торговлю не с заказчиками продукции, а между участниками производственной кооперации. И везде, по очереди, включали одно и то же изделие в план выпуска продукции. Хватало даже на бонусы руководству. Но в 2011 г. объединение в ОАО «Кузнецов» свершилось, и выяснилось – король-то голый! Под воротами стоят разгневанные заказчики – Минобороны требует двигатели для Дальней авиации, «Газпром» – оплаченные, но не поставленные приводы для газоперекачивающих станций. Более-менее с ракетчиками разобрались. От них и большая часть выручки – 1 млрд. 600 млн. рублей. А долги ОАО «Кузнецов» подбираются к 11 млрд. рублей.

Профи в смирительной рубашке

Надо помочь Елисееву сберечь национальное достояние. Тут Оборонпрому карты в руки. Дать самостоятельность, право сформировать свою команду, уволить безмозглых непрофессионалов, пришедших на хвосте у Никитина. Эти ребята, управляя заводом, что случись, в цехах заблудятся. И спросить дорогу не у кого – людей они тоже не знают. Заодно слабо представляют, как загрузить этих людей работой.

Не вязать Елисееву руки-ноги, потому что он не генеральный, а исполнительный директор. И даже не член совета директоров ОДК в отличие от Никитина. Тот завалил работу, но продолжает верховодить – стал заместителем управляющего директора «УК «ОДК» и назначен руководить «Центром компетенции «Корпуса и камеры сгорания». В народе – «Центр горения». Какой Никитин спец по горению? Он мастер по сжиганию денег в «топке» планов и намерений.

Сегодня структура управления предприятием устроена, видимо, по стандартам ОДК – над исполнительным директором парит в недосягаемой выси генеральный директор ОДК и Оборонпрома Андрей Реус. Генеральный конструктор и вовсе всего лишь один из 12 замов исполнительного директора. Представьте себе, что бы было, если в годы становления отечественной авиации генеральные конструкторы отчитывались не перед Сталиным и ЦК, а перед функционером даже не министерского уровня без профильного образования. Не было бы никакой авиации – финансисту или экономисту не дано прорываться сквозь технические трудности и выходить на неизведанные технологии. Максимум что можно ожидать от таких менеджеров – слепого копирования, «как у них». Рисковать деньгами или выстроенной экономической моделью они не способны. Видимо, поэтому единственная прорывная разработка в российском двигателестроении, авиадвигатель НК-93, сулящий фантастическую экономичность самолётам, пришёлся не ко двору. Ну и конечно, нельзя сбрасывать со счетов высокопоставленных лоббистов западной авиатехники, окопавшихся на ключевых должностях в правительстве.

Эти «новаторы» могли бы для начала подсмотреть, как организована деятельность у коллег на Украине. Там одна компания «Мотор Сич» выпускает авиадвигателей больше, чем вся российская промышленность. Президент и генеральный директор Вячеслав Богуслаев ничего не поломал за эти годы и сохранил устройство предприятий, как во времена союзного Минавиапрома. Поменялась только форма собственности. И как полновластный генеральный директор никому не позволил собой рулить. Отсюда миллиардные (в долларах) обороты, чёткое выполнение заказов и плановая работа над новыми продуктами.

Может, стоит создать на базе самарских и казанских предприятий альтернативную, профессионально пригодную ОДК-2? Для конкуренции. И пригласить туда ещё и украинских моторостроителей. Уверен, ОДК-2 удавит порождение Реуса быстро и эффективно – бездарно организованная структура нежизнеспособна. К слову, Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО) в ОДК не вошло – руководство Татарстана решило не рисковать предприятием. Там поняли, что исполнительный директор-марионетка им не нужен: «Захочет ОДК – загрузит завод работой и обеспечит финансирование, не захочет – завод встанет». И завод, выпускающий продукцию на основе самарских разработок, оказался за бортом кооперации.

Кому из российских миллиардеров и мультимиллионеров нужна сильная Россия, мощь её стратегических ракетоносцев? Деньги они держат в офшорах и западных банках, дети давно пристроены там же, недвижимость приобретают не в Урюпинске или Вологде. Что ни день – то сообщение: «Русский миллиардер Рыболовлев купил для дочери, студентки американского университета, за 88 миллионов долларов самую дорогую квартиру Нью-Йорка» и так далее. Можно не сомневаться, высший «комсостав» корпораций, банков и компаний, подконтрольных государству, тоже себя не обижает и пристраивает нажитое не в Сбербанке РФ. Им спокойнее, когда боевые самолёты прикованы к земле из-за отсутствия моторов, атомные подлодки надёжно «принайтованы» к причалам, а ракетные комплексы сухопутного базирования закрыты под замок. А там, глядишь, и в НАТО вступим, пусть они Россию защищают.

ОДК – вышло как всегда

В 2002 г. в правительстве был план восстановления интегрированных комплексов. Путин подписал протокол по созданию корпорации «Двигатели НК», туда включались самарские предприятия и родственные им заводы-смежники из Татарстана.

Но потом у кого-то появилась идея отдать управление всей отраслью в Оборонпром. Так и вышло. В 2007 г.
Оборонпром, в разрез с распоряжением Путина, получил возможность управлять акциями самарских предприятий. Позже, конечно, всё документально оформили. С тех пор, втихомолку, совершенно не знакомые с отраслевой спецификой люди, не имеющие специального образования и профессиональной подготовки, стали выдумывать схемы преобразования заводов. Самарский двигателестроительный комплекс – вершина этой «созидательной» деятельности. Поскольку цеха ОАО «Кузнецов» не частная контора, мы вправе потребовать публичного отчёта господ Реуса, Никитина о проделанной работе.

Давно замечено – глава ОДК Андрей Реус избегает открытых дискуссий. Вечно хмурый и немногословный, видимо, боится неудобных вопросов. Трудно с университетским дипломом по специальности «Политическая экономия» вести диалог с профессионалами-двигателестроителями. И замы в ОДК у него подобраны соответствующие.

Почему люди голосуют «за» или «против» партии власти? Там, где порядок и процветание, – конечно «за». А где проходимцы разваливают предприятия и целые отрасли – «против». Потому, что проходимцев этих рядовые граждане и работники полуживых предприятий отождествляют с первыми лицами государства и партией власти. Тому же Реусу или Христенко всё нипочём – Путин принимает удар на свои широкие плечи.

На деле же именно Путин предлагает испытывать НК-93, а Реус и компания спустя некоторое время снимают авиадвигатель с летающей лаборатории и прекращают испытания. Лишая предприятие и авиапром целого перспективного направления. Тот же Никитин, получив из государственного кошелька многомиллиардные суммы, не нашёл несколько десятков миллионов на завершение лётных испытаний. А Владимиру Владимировичу приходится за них отдуваться на прямых линиях по четыре с половиной часа кряду.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram