Потребительская лихорадка предновогодних дней – это хороший повод заработать для малых предпринимателей, если они, конечно, умеют отслеживать происходящие в обществе изменения. Например, несколько лет назад лучшим способом заработать в Новый год был частный извоз, а сегодня 1 января в 6 часов утра в центре городов пробки, и загулявшего гражданина вполне могут отвезти домой бесплатно.
Деды берут своё
Рынок фейерверков в России растёт на треть ежегодно, но реализовывать по старинке «с машины» всё труднее. В этом году более половины россиян закупали пиротехнику в магазинах, а в 2003 г. таких было менее 10%. Пристальнее стали следить за происхождением праздничных ёлок. Чтобы разные браконьеры не воровали из леса ели, кое-где их опрыскивают от корней до макушки особым раствором. Для деревьев он безвреден, но, если внести такую ель в тепло, она гармонично запахнет навозом. Тем не менее около трети продаваемых ёлок, например в Петербурге, – браконьерские.
Спрос на различных массовиков-затейников со стороны частных лиц упал, за исключением устроителей масштабных фейерверков. Чуть реже стали приглашать Деда Мороза к детям. В прошлом году один знакомый Дедушка со своей Снегурочкой срубили 180 тыс. рублей за полторы недели, а в этом они уже понимают, что будет меньше, – люди готовятся к кризису.
Тем не менее почти все кафе, рестораны и клубы в новогоднюю ночь будут работать, хотя в девяностых годах функционировали единицы и то в закрытом режиме. Сегодня люди не хотят праздновать дома с телевизором, Пугачёвой и бабушкиными салатами. Самое скромное «новогоднее предложение» в кафе Петербурга на новогоднюю ночь обойдётся в 3 тыс. рублей с носа, а с учётом разгульной русской души следует рассчитывать на 10 тысяч. Но найти свободный столик на Невском невозможно с середины декабря.
Не хватает на всех желающих мест в пансионатах и коттеджах под Питером. Поэтому на рынок впервые вышли владельцы садовых участков, в большинстве своём пенсионеры. Арендовать бревенчатый плохо отапливаемый летний дом в Дивенской (80 километров в сторону Луги) с 31 января по 2 января будет стоить 5 тысяч рублей. Плюс за дрова и битую посуду.
Как в Европе
Если в Европе предприниматели пытаются заполнить ниши, которые по каким-то причинам оказались полупустыми, то в России на каждую успешную нишу бросаются десятки конкурентов с точно таким же предложением. В Европе стараются предложить что-то особенное, чтобы купили именно у них. В России все по-советски уверены, что у них купят и так. И покупают, поскольку Новый год, несмотря на небольшие сдвиги, остаётся праздником желудка, а количество еды и спиртного призвано символизировать изобилие.
Поэтому в наших магазинах вместо новогодних скидок, как в Европе, новогодние подорожания – на 10–20%.
Опросы ВЦИОМа в различных регионах России свидетельствуют: подрос процент россиян, которые потратят на подарки близким больше денег, чем на праздничный стол, – с 27 до 33. При этом у каждого четвёртого опрошенного бюджет стола не превышает 800 рублей, а у 29% – 1500 рублей. 35% гульнут в новогоднюю ночь на сумму от 2 до 5 тыс., а 6% вообще не будут тратиться на питание – выпивать и закусывать станут «в обычном режиме». Свыше 5 тыс. рублей прогуляют в Новый год 4% наших сограждан.
В этом году уже 10% россиян потратят на подарки близким свыше ста долларов – в 2003 г. таких мотов было 4%. Но, страшно представить, – каждый пятый россиянин вообще на подарки ни копейки не потратит. В большинстве своём это люди, едва сводящие концы с концами. В США, для сравнения, новогодних презентов не покупают около 10% людей, но по другим причинам: одиночество, жадность, долги. Среди россиян 47% постараются уложиться в 2 тыс. рублей на подарки всем родственникам и друзьям. Поэтому около трети граждан потратят эту сумму на недорогие портмоне, авторучки, органайзеры. Около 17% будут дарить конфеты или алкоголь, причём в большинстве случаев это будут вещи, которые они сами получили в подарок или за какие-нибудь услуги. И только один из ста россиян получит в этом году подарок в виде фотоаппарата, видеокамеры, телевизора, музыкального центра или компьютера.
Зато россияне не жалеют денег на то, чтобы встретить Новый год за границей. Цены на новогодние туры в 2–3 раза превышают обычные, однако уже в конце ноября в большинстве турфирм был аншлаг. По некоторым оценкам, за границей встретят 1 января 60 тыс. петербуржцев, 100 тыс. москвичей и 7 тыс. екатеринбуржцев. Хотя в богатых Милане или Мюнхене уезжает значительно меньший процент горожан.
Европеец празднует новогодье, чтобы напомнить себе об итогах года, а россиянин – чтобы о них забыть. Забвение требует средств. Отчасти тут срабатывает наше поверье «Как встретишь – так и проведёшь»: проводить хочется за границей. Те же, для кого тёплый песок в Таиланде слишком дорог, стремятся на новогоднюю ночь вырваться хоть куда-то: в клуб, на вечеринку, а, если будет не очень холодно, то на Красную площадь. Причём многие из них уверены, что празднуют «на европейский манер».