Издревле на Алтае занимались скотоводством. В горных районах земледелие невыгодно, торговля затруднена, охота и рыболовство доступны далеко не всем. И по сей день обладание поголовьем скота – главное мерило состоятельности для любого уважающего себя алтайца.
Основные действующие лица древнеалтайского эпоса – лошадь и человек. Причем именно в таком порядке. Лошадь, по народным преданиям, – мудрее, старше, умнее. Человек – слабее, горячее, импульсивнее. Но только вместе, в едином порыве, они становятся несокрушимой единицей – Богатырским конем и Богатырем. Этому тандему любые подвиги по плечу!
– Эпос начинается с того, что герой должен оседлать коня и продержаться в седле некоторое время, – рассказывает этнограф из Горно-Алтайска Светлана Тюхтенева. – Коня и седло ему предоставляет старуха, которая позднее оказывается Духом Хозяйкой земли, или Духом Хозяйкой Алтая. Богатырем претендент становится только после того, как сможет усмирить коня. И потом, на протяжении всего повествования, ни богатырь, ни конь не воспринимаются отдельно. Это практически единый организм.
Связь между животным миром и миром людей на Алтае сильна до сих пор. Айпэды, айфоны и другие навороченные гаджеты, а также крутые машины не идут ни в какое сравнение с движимым четвероногим имуществом. Как бы ни был богат человек, если у него нет скота, состоятельным его не считают.
– Даже те, кто живет в Горно-Алтайске, работают в крупных фирмах и получают хорошую зарплату, держат овец или лошадей. Не для того, чтобы есть их или продавать, а чтобы удовлетворить потребность, которая есть в душе, – продолжает моя собеседница. – Система богатства осталась прежней: деньги мерилом благосостояния не считаются. Потому что они – приходящая ценность, а скот – ценность вечная. Стадо – своеобразный депозит, устойчивый к колебаниям курса, девальвации, инфляции и прочим экономическим перипетиям. В трудную минуту всегда можно продать одну овцу или коня. И на вырученные деньги продержаться до лучших времен. Поэтому обладатель большого стада воспринимается окружающими не просто обеспеченным человеком, а человеком обстоятельным, надежным, думающим о будущем. Недаром и сейчас алтайские девушки считают завидными женихами лишь тех молодых людей, у которых есть как минимум 50–100 голов скота. Сумел завести стадо, значит, и семью прокормить сможет!
Особая система ценностей алтайцев проявляется и в повседневной жизни. Дорогие вещи и предметы роскоши здесь до сих пор принято оценивать в баранах, овцах и лошадях. Например, телевизор стоит «пять баранов», а автомобиль – «десять лошадей». В быту эта привычка идет только на пользу: с бездушной техникой вроде бы церемониться нечего, а вот за конем или бараном плохо ухаживать неповадно. Поэтому со своим имуществом алтайцы обращаются очень бережно.
– Моя пожилая родственница купила недавно первую в жизни стиральную машину, – с улыбкой вспоминает Светлана Тюхтенева. – Изучила инструкцию, включила, села рядом и думает: «Не дай бог, она испортится. Ведь эта вещь стоит как конь!» Ее переживания поняты, ведь лошадь – самое дорогое, что есть у алтайца, – с древних времен и по сей день.