1 сентября российские школьники начинают учиться по новому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) начального общего образования. Кроме прочего он позволяет дифференцировать изучение языков народов России в зависимости от их статуса. Новшество это напрямую касается сотен тысяч юных россиян и их родителей.
В свое время весьма бурную реакцию ряда субъектов Федерации вызвал 309-й Федеральный закон (принятый 01.12.2007 г.). А все дело было в том, что он предложил новую структуру образовательного стандарта. В прошлое уходили такие понятия, как «федеральный» и «национально-региональный» компоненты. Именно в рамках последнего до недавнего времени и изучались родной язык, а также предметы национальной культуры в российских школах.
Напомню, тогда в знак протеста парламенты Татарстана и Башкортостана даже вышли в Госдуму России со своими законопроектами, где предлагали восстановить национально-региональную часть общеобразовательной программы и непременно передать ее в компетенцию субъекта РФ. Основным аргументом было весьма спорное утверждение, что, мол, только так можно организовать изучение родных языков и культур. На самом деле местные руководители образования не хотели выпускать из рук жесткий механизм управления школами. Ведь они абсолютно монопольно определяли, какой язык должен изучаться в той или иной школе в статусе родного и на каком будет организован весь процесс обучения в целом. Причем для всех учащихся независимо от их этнической принадлежности!
Спустя более трех лет с момента принятия закона можно смело говорить о реальных возможностях для изучения языков народов России, созданных в условиях нового образовательного законодательства. Теперь школа самостоятельно утверждает, а, следовательно, и разрабатывает основную образовательную программу, рабочие учебные планы, которые должны учитывать конкретные языковые и культурные потребности учеников. Озвучить педагогам эти потребности могут законные представители детей (родители или лица, их заменяющие). Такой демократический подход к организации образовательного процесса обеспечивает реализацию конституционно установленной для всех народов России государственной гарантии сохранения родного языка, создания условий для его изучения и развития. Он дает право каждому самостоятельно заявлять о своем родном языке и получать условия для его изучения в школе.
ФГОС предусматривает в программе начального общего образования учебные курсы, обеспечивающие этнокультурные интересы учащихся, а также норму, когда основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов в одной школе.
Практически во всех субъектах РФ органы управления образованием взяли на себя обязанность по оказанию методической помощи администрациям школ и учителям в разработке основных образовательных программ, рабочих учебных планов. Например, в Республике Коми в течение трех лет разрабатывалась концепция этнокультурной направленности образовательного процесса. Она позволяет учитывать в школе статус языков, установленный Конституцией РФ и дифференцированно решать, где преподавать коми язык в качестве государственного, а где в качестве родного, по каким методикам и в каких объемах. Такой подход снял множество противоречий, возникавших ранее между национальными общественными организациями и органами государственной власти республики.
Сегодня можно смело утверждать, что школа готова предоставить всем желающим возможность изучения языков народов России с учетом конституционного статуса.
Наш Центр национальных проблем образования Федерального института развития образования разработал модели учебных планов, учитывающие статус языков и примерные учебные программы государственных языков республик. Эти наработки широко обсуждались в Чечне и Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Марий Эл, Коми и Башкортостане, Калмыкии и Республике Алтай, в Республике Дагестан. В Хабаровске на краевое совещание съехались все директора школ и учителя, преподающие языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В субъектах Российской Федерации со стороны общественных организаций и родителей практически не наблюдается недовольства по поводу изучения языков в школе. Исключение составляет Республика Татарстан. Там, к сожалению, в последние месяцы не прекращаются митинги с требования урегулировать вопросы преподавания в школах русского и татарского языков. Почему это происходит? Рискну предположить, что вопреки общефедеральным нормам в этой республике реализуется какой-то свой очень специфичный подход к организации образования. И если это не прекратится, то мы еще не раз сможем увидеть манифестации разгневанных родителей, отстаивающих право своих детей как следует изучать родной язык. В том числе и тогда, когда этот язык – русский.