Нынче загадки выступают в роли теста на сообразительность. Задал собеседнику пару-тройку мудреных вопросов и понял, насколько он догадлив и наблюдателен. А когда-то это была настоящая шифрограмма или тайный язык.
Наши предки были убеждены, что, не называя объекты или события, можно уберечься от беды и проблем. Собираешься на охоту – уж постарайся не называть ни цель похода в лес, ни ружье, ни зверя, которого в добычу себе наметил. Сумел, так сказать, подобрать метафоры и иносказательно выразить мысль – обеспечил себе удачный промысел!
Пошел по тут-тухту,
Взял с собой тав-тавту,
Нашел я на храп-тахту;
Кабы да не тав-тавта,
Съела б меня храп-тахта.
(Пошел за лошадью, взял с собой собаку и нашел медведицу)
В старину полагали, что повсюду обитают силы, готовые наслать на человека порчу, неудачу, болезнь, пожар. А потому старались своих невидимых ворогов перехитрить, изобретали тайные знаки, условную речь. Между прочим, без успешно пройденной проверки на сметливость юноши не могли быть признаны равноправными участниками жизни своего рода. Отголоски этой традиции частенько встречаются в сказках. Там то и дело привередливая царевна, перебирая женихов, вымучивает удалых красавцев каверзными вопросами. Или волшебница лесная – какая-нибудь Баба-Яга незадачливого путника экзаменует на сообразительность.
Затем загадки стали загадывать только по особым случаям и в строго отведенное время. Вплоть до позапрошлого века они были обязательной частью свадебного ритуала. И жениху приходилось отбирать говорливых и сообразительных дружков, чтоб достойно держаться под шквалом каверз от новой родни.
Кстати, летом и днем загадки старались не загадывать – считалось, что не вовремя. Но, скорее всего, этот завет предостерегал от праздности тогда, когда надо работать. А уж вечерок или зимушку за головоломками скоротать – милое дело.
Один говорит — побежим,
Другой говорит — полежим,
Третий говорит — покачаемся.
(Вода, жернов, колесо)
Если присмотреться, то можно заметить, «городских» загадок очень мало. Все больше каверзных вопросов придумано о предметах крестьянского быта, природе, деревенской жизни и домашнем хозяйстве. Так что, собирая загадки, можно не только сметливость натренировать, но и узнать многое об исконном сельском укладе, о том, чем пользовались каждый день кузнецы, пахари, косари, охотники и рыбаки. Что выращивали, что подавали к столу. Как выглядела изба, какой утварью пользовались. Какой скот держали. Или как рукодельничали наши прапрабабушки.
Что за зверь:
В зиму ест, а летом спит,
Тело тепло, а крови нет,
Сесть на него сядешь,
А с места не свезет.
(Печь)
Знакомясь со старинными загадками, поражаешься находчивости, остроте языка и богатству воображения наших, в большинстве своем, необразованных пращуров. Ведь чтоб так хитро завуалировать привычный мир, нужны и образное мышление, и наблюдательность, и остроумие. И как поэтично преподносят загадки даже самые неприятные явления – взять хотя бы древнейшего жителя нашей планеты – таракана:
Вороно — не конь, черно — не медведь,
Крылато — но не птица, шесть ног без копыт.