Традиционный уклад – удивительная вещь! Там, где, казалось бы, речь идет об исключительной утилитарности, непременно найдется место для красоты. Ну а когда рассматриваешь женские аксессуары, неожиданно обнаруживаешь их удивительную практичность.
Взять хотя бы нагрудное украшение хакасок – пого. Мало того, что серебряные монеты, блестящие или яркие пуговицы, нашитые на него, отпугивали нечистую силу. Стоило владелице загадочного нагрудника заблудиться в лесу, так ее легко находили – по звону украшения! Потому-то жительницы подтаежных аалов особо тщательно декорировали свои пого подвесками из монет. Есть тут только один нюанс: получается, что незамужним хакаскам в лес лучше было не соваться. Ведь пого считалось украшением замужней женщины. А молоденьким барышням не только носить, но и делать заветное украшение не разрешалось. К свадьбе дочери нарядный нагрудник готовила умудренная жизнью мать. Хотя секреты изготовления пого хакасским девочкам преподавали наряду с уроками кулинарии, правилами уборки, основами этикета и риторики. Отметим, умение достойно встретить гостей и поддержать разговор со старшими высоко ценится у этого южносибирского народа. Кстати, ни в Туве, ни на Алтае, ни в Горной Шории нет украшений, подобных пого. Так что нарядные хакаски не имели конкуренток на тысячи километров вокруг.
Но не только сибирячки понимали толк в звонком серебре. Их финно-угорские подружки тоже умели себя достойно украсить. Нагрудные украшения из серебра особенно любили на юге Удмуртии. Чыртывесь имеет основу из холщового «ожерелья», обшивается кумачом шириной в два пальца. Верхний край украшают кораллами, нижний – крупными серебряными монетами, в середине шли ряды мелких монет. Кроме этого к ожерелью пришивались несколько скрепленных между собой холщовых полосок, которые также обильно декорировались денежками. Удмуртский чыркерттэт и вовсе напоминает чешую рыбы. Это украшение считалось очень дорогим и надевалось на верхнее платье.
Порой для изготовления звонкой красоты могли использовать не настоящие монеты, а их имитацию. И все же в основном удмуртки держали марку и на подделки не разменивались. Тем более что собранные в украшения рубли, полтины и гривенники становились женским капиталом, который передавали по наследству. И при необходимости деталями нагрудника могли расплатиться.
Еще один примечательный элемент декора традиционных женских украшений – раковины каури. Добывались они в тропических частях Индийского и Тихого океанов. И, судя по всему, заморские негоцианты так лихо торговали, что доходили и до Алтая, и до Поволжья. Мари, мордва, чуваши почитали за честь расшить раковинами свои ожерелья, пояса. Алтайские красавицы вплетали в косы шнуры с каури, украшали одежду – например, алтай-кижи пришивали подвески с раковинами каури к краю отложного воротника. К слову, панцири тропических моллюсков когда-то тоже были расхожей валютой и, судя по географическому размаху, чуть ли не всемирной.
И все же не материальная цена, а обережная и магическая ценность были значимы для прекрасных представительниц всех народов. Их изысканные нагрудные украшения закрывали от злого взгляда грудь и живот – оберегали душу. Перламутровые тана исцеляли. Раковины каури отпугивали злых духов. Кораллы приносили богатство. Нашитые ряды бисера и яркая бахрома из него – символы лучей солнца – укрепляли жизнь человека. По крайней мере наши предшественницы были в этом уверены.