Виктор ГЕРАЩЕНКО – личность в банковских кругах легендарная. Не зря его в шутку зовут Гераклом. Он, по сути, первый главный банкир рыночной России – в 1992–1994 и 1998–2002 годах был председателем Центробанка, до этого, в 1989–1991 годах, возглавлял Госбанк СССР.
Рубль хоронить рано
– Виктор Владимирович, недавно мультимиллиардер Прохоров предложил отказаться от рубля и перейти на евро. Как вы оцениваете эту инициативу?
– Как можем перейти на евро, если мы не часть Евросоюза? А Россию туда просто не возьмут. Так что все эти разговоры – полная туфта.
– Будет ли вторая волна кризиса?
– То, что кризисы время от времени должны быть, – здесь вопросов нет. Но вот когда и как скоро печальные события в экономике повторятся? Пока особых оснований для паники нет. В экономике многих стран произошли положительные поправки. Но вот государства – Греция, Испания, Португалия, которые раньше жили слегка не по средствам, могут создать проблемы.
– А разве события недавних дней, когда начали падать индексы на фондовой бирже, рубль снижался по отношению к доллару и евро, – это не признаки нового кризиса?
– Думаю, что нет. Это была вспышка паники. Она скоро пройдет.
Банкир банкиру рознь
– После кризисов слово «банкир» для многих людей стало чуть ли не ругательным. А каким должен быть хороший банкир?
– В финансовом сообществе есть разные люди. И некоторые банкиры, например в США, за свои делишки получают чуть ли не по 150 лет заключения. Надо всегда помнить, что ты работаешь с чужими деньгами, которые тебе доверили. На определенных постах к этому добавляется умение строить отношения с людьми. Он должен быть добр к окружающим, но относиться к ним не как к внукам, с чрезмерной терпимостью, а как к детям – с долей строгости. Я учился всему этому в банках, где работал.
– Вы сильно разбогатели на ниве банковской деятельности? Сколько стоит ваша дача на Рублевке?
– А у меня нет дачи на Рублевке. Я живу в месте, диаметрально ей противоположном, – под Мытищами. В 1993 году я взял кредит на постройку загородного дома. Теперь с ним полностью рассчитался. Так что дача у меня своя, а квартиру получил от государства.
– А вам по должности была положена госдача?
– Конечно. Но лучше иметь свое. В наше время разве на государство можно надеяться? Сегодня нужен, а завтра – пшел вон! Так что лучше жить на своей.
– Чем же поживились на банковской ниве?
– Зарплату платили хорошую. А еще на даче инструменты и банки с вареньем мы храним в списанных банковских сейфах.
Из жизни пенсионера
– Виктор Владимирович, у вас персональная пенсия или обычная?
– Нет, не персональная. Жена говорит, это потому, что министра финансов Кудрина много критиковал. Думаю, она права. Кудрин к моей отставке руку приложил. Указ Ельцина так хитро Минфин подготовил, что должность председателя Центробанка не была включена в перечень персональных пенсионеров. Впрочем, я не жалуюсь.
– У вас есть машина? Вы лихой водитель?
– Машина у меня немецкая – «Фольксваген». Во всех странах, в том числе и в России, стараюсь ездить по правилам. Езжу всегда со скоростью, обеспечивающей безопасность движения. Она везде разная. В Германии бывало и 220 километров в час. А в России, когда жену вожу за грибами, там за Тверью есть хорошие участки, по ним иду 160–180. Несмотря на это, больше 300 рублей штраф не платил.
– Ездите ли вы на метро?
– Метро пользуюсь часто. Особенно, когда на важную встречу в центре города опаздываю. Один пожилой мужчина как-то поинтересовался: как же я без охраны? Ответил ему: «Я же ничего ни у кого не украл, зачем мне охрана?» И еще одно преимущество поездок на метро: под землей особенно часто замечаю красивых женщин. Раньше я не обращал на них внимания, но сейчас девушки стали лучше одеваться, да и времени у меня теперь больше. Это большое преимущество для пенсионера.
Финансовые «секреты»
– Не пристают ли в метро с финансовыми вопросами: в какой валюте хранить сбережения, что будет с рублем или долларом?
– Бывает. Но я в таких случаях всегда спрашиваю: а вы на какой остановке выходите? И сам отвечаю: жаль, не получится лекция, мне на следующей выходить.
– А для читателей «Аргументов неделi» не раскроете ли финансовые тайны? В чем копить денежки, если вдруг заведутся?
– Если человек игрок и он все время ставит на один номер, то он – дурак. Надо ставить на несколько. Так и со сбережениями. Я имею карточку с евро. Это удобно, поскольку часто выезжаю в Европу. Есть сбережения и в рублях, и в долларах. Не зря советуют хранить деньги, если они есть, примерно в одинаковых долях, но в разной валюте. А лучше всего тратить получку на приобретение товаров. Причем помнить: покупаешь вещь нашего производителя – помогаешь российской экономике, импортную – субсидируешь зарубежную.
– Глава Минфина Алексей Кудрин, кажется, больше всего на свете боится инфляции. Под предлогом борьбы с ней власти и работодатели не повышают зарплаты, лишь на жалкие сотни рублей увеличивают пенсии...
– Я уже говорил ему, что нулевая инфляция бывает только на кладбище. США лет тридцать назад пытались свести инфляцию к минимуму, а сейчас признали, что это – глупость.
– Но Кудрин продолжает держаться за эту глупость. Почему?
– Не знаю, за что или за кого он продолжает держаться и кто его держит. Меня это не волнует. Конечно, когда инфляция большая, неуправляемая, когда стремительно растут цены, ничего хорошего в этом нет. Но нынешние «страшилки» насчет инфляции во многом надуманны. Надо брать пример с Китая, который выходит из кризиса за счет повышения внутреннего спроса.
– Отчего на Западе ипотека – дело выгодное. А у нас кабала на долгие годы?
– Ипотека в нормальном обществе помогает быть уверенным в завтрашнем дне. По ипотеке там покупают квартиры даже студенты старших курсов. Потом все время улучшают жилищные условия. А у нас все губит коррупция, пресловутые откаты при строительстве жилья.
Откровенно о личном
– Виктор Владимирович, какие блюда и напитки предпочитаете? Вы – гурман?
– Нет. Люблю все, кроме печени. Предпочитаю, конечно, вкусную пищу, но в общем-то в еде непритязателен. Иногда отварная картошка с капустой, килечкой и, возможно, рюмочкой водки или стаканом пива доставляют больше удовольствия, чем фуа-гра в ресторане «У Ника» в Дорчестере. Люблю хорошее красное вино, но как-то уж сложилось, что я предпочитаю крепкие напитки. Виски пью на приемах. Этот напиток надо употреблять с содовой, но я так не люблю. Коньяк – не мой напиток. Неделю назад вернулся из Сингапура, так там на правительственном приеме французский коньяк «Курвуазье» подавали со льдом. Ужас! Вот до чего доводят британские вкусы и настроения.
А вообще водка лучше, чем виски. Но сейчас врач вообще рекомендовал пить текилу как средство борьбы с излишним сахаром в крови. Я ее пробовал и раньше, но она мне не доставляла такого удовольствия, как виски или водка с хорошей закуской. Но недавно мы с друзьями взяли на троих литр текилы, и у меня утром оказались прекрасными анализы. А как-то вечером для пробы выпил 200 граммов водки – сразу сахар плохой. В России, как известно, не пьют, а только лечатся.
– Как вы тратите личные деньги?
– Личные деньги, я, естественно, отдаю жене. Но, как и у любого мужчины, у меня есть заначка. Если вещь мне необходима, я заплачу сколько надо. Но покупать лишнее никогда не буду. Меня к этому отец еще в детстве приучил – не делать бездумных покупок. Деньги нужны, чтобы чувствовать себя комфортно. Хороший костюм, например, я себе куплю. Но на второй, лишний, деньги выбрасывать не буду. И другим на что-то ненужное денег никогда не дам.
– Говорят, вы «горели» на работе. Вы – трудоголик?
– Да что вы! Но я всегда серьезно относился к порученному делу. Когда видел, что работа не сделана, было стремление ее закончить. Еще на первой своей должности операциониста очень любил, чтобы у меня был чистый стол, без горы бумаг. А вот умереть на рабочем месте мне никогда не хотелось. Я знаю многих госслужащих, которые так умирали. А вот отец вовремя сменил профессию госслужащего на преподавательскую работу, слава богу, прожил 90 лет. Так что я считаю, что не нужно держаться за место – жизнь разнообразна.
Международные примеры
– Вы много ездите по миру. С кого нам надо брать пример в борьбе с коррупцией?
– В Сингапуре, где я пять лет работал и где снова недавно побывал, чиновники взяток не берут. Не за что брать. Формальностей куда меньше, чем у нас. Там нормальная власть. Там есть государственная идея: как построить нормальное общество. И они достигли впечатляющих успехов. Не только чисто внешних: небоскребы, лучшие в мире магазины, метро из XXII века, но и фундаментальных. Например, когда я уезжал после пяти лет работы в Сингапуре, там было 2,5 миллиона жителей, сейчас – 8,8 миллиона человек. Раньше за американский доллар давали 3,5 сингапурских. Теперь курс – 1,2. Почти сравнялись.
– Сингапур – далеко. А чему мы можем поучиться у ближайших соседей?
– У Белоруссии – как заботиться прежде всего о собственном населении. Мне Лукашенко рассказывал, что он распорядился по пятницам меньше завозить белорусских товаров в магазины приграничных с Россией городов и поселков. Россияне все раскупают. Потому что белорусские продукты качественнее и дешевле.
– Но сейчас в Белоруссии бушует кризис. Не ждет ли их крах?
– Никакого краха там не будет. О кризисе в Белоруссии больше говорят в Москве, чем в Минске.