9 августа по инициативе ООН – День коренных народов мира. Саамы всех стран считают его официальным праздником и непременно торжественно поднимают свой национальный флаг. Как будто в преддверии этого дня – в конце июля – норвежские представители этого народа собираются сами и приглашают коренные этносы со всех континентов на берег быстрой горной реки в село Манндален коммуны Кофьорд.
Вот уже десять лет на «Ридду Ридду» обязательно приезжают представители российских народов. На этот раз с фестивальной миссией на север Норвегии отправились музыканты, художники, хореографы, этнографы из Хакасии, Бурятии, Приморского края, Карелии. А коренные народы Таймыра – долганы, нганасаны, ненцы, эвенки и энцы – получили почетное звание «северные народы года».
Так случилось, что сроки нынешнего юбилейного 20-го международного фестиваля коренных народов «Ридду Ридду» совпали с трагедией, потрясшей не только Норвегию, но и весь мир. Большинство норвежских саамов разделяют политические убеждения Рабочей партии, именно участников ее молодежного сбора безжалостно расстрелял террорист на острове Утойя. Около тридцати детей («детьми» называют здесь молодых людей до 21 года) из коммуны Кофьорд участвовали в работе того самого злополучного островного молодежного лагеря. Некоторые из них тяжело ранены, есть, увы, и погибшие.
Потому праздник, начавшийся легко и радостно, был прерван, образовательная программа фестиваля закрыта, и только заключительный трехчасовой концерт звучал утешительными аккордами. Словно по неписаным законам весь третий – вынужденно финальный – день над «Ридду Ридду» шел дождь...
Главный ресурс
А за пару дней до этого Кофьорд встречал гостей ясной погодой и открытым сердцем. По традиции жители села Манндален активно участвуют в работе международного этнического фестиваля. На правах волонтеров, чей труд вознаграждается лишь питанием и правом посещать любые мероприятия «Ридду Ридду» в свободное от работы время, манндаленцы размещают приезжих в своих домах, координируют работу всех фестивальных служб, паркуют автомобили, работают няньками на детской площадке и экскурсоводами для всех любознательных. В первый торжественный ужин в честь участников и гостей фестиваля хозяйки коммуны Кофьорд потчуют всех собственноручно приготовленными тортами. Сладких шедевров сотни! Вообще-то в этом селе всего 800 жителей, но в дни фестиваля количество обитателей северной долины увеличивается в разы.
– До того как появился фестиваль, наша земля славилась вкусной едой и красивыми вязаными вещами – традиционным северным рукоделием, но «Ридду Ридду», как говорится, особо ярко отметил Манндален и Кофьорд на карте не только Норвегии, но и мира. – В словах Бьорна Инге Му, мэра коммуны Кофьорд, ни капли пафоса или нарочитой гордости. Бьорн родился и вырос на этой земле, руководит коммуной последние восемь лет, и народ очень доволен своим мэром.
Дети природы
Рожденные на этих северных просторах, видимо, навсегда остаются очарованными морским воздухом. Запах моря для жителей Кофьорда лучше любых ароматов, а крики чаек кажутся им колыбельной песней.
– Мне очень симпатична близость коренных народов к природе, я хотела бы этому научиться, – призналась министр культуры Норвегии. На плечах госпожи Анникен Витфельд роскошная красная клетчатая шаль, которая традиционно оберегала от холода и украшала саамских женщин. – «Ридду Ридду» был частью борьбы за свои права морских саамов, частью поиска их национальной идентичности. А сейчас в этой долине закладывается будущее саамской культуры. Кроме того, мы очень рады встрече со всеми народами, что приезжают на «Ридду Ридду». Надеемся ближе познакомиться с их культурой и рассчитываем, что из Норвегии они уедут, еще больше гордясь собой.
Российские участники провели мастер-классы по традиционным северным промыслам, дали уроки русского языка. Ежедневно выступали на большой сцене фестиваля, а затем приглашали на уютные концерты в юрту. Член штаба фестиваля Марина Ульсен сожалеет, что не все задуманное в этом году удалось воплотить:
– У нас был запланирован особый проект: уличная мода коренных народов. Для этого пригласили российских дизайнеров из Хабаровска, Карелии, с Таймыра…
Марина родом из Бурятии, живет в Норвегии двенадцать лет. Приехала как-то на конференцию по правам женщин из числа коренных народов и обрела в Скандинавии свое законное право на женское счастье – вышла замуж за саама. Ее супруг Хенрик Ульсен руководит Центром северных народов в Кофьорде – по сути, именно на территории центра и проходит «Ридду Ридду».
– Мне кажется, россияне и норвежцы очень похожи, – отмечает искренне влюбленная в саамов бурятка. – Своим мировоззрением, отношением к природе, традициям, языкам. Конечно, сейчас в Норвегии правительство оказывает серьезную поддержку коренным народам. Но, к сожалению, всего восстановить уже невозможно. Осенью мы планируем отправить группу саамов в Петропавловск-Камчатский, где на празднике Алхалалай пройдет первый российский чемпионат по танцам народов Камчатки. Коряки, ительмены сохранили свои богатейшие танцевальные традиции. Саамы же их утратили. Так же как и шаманизм. Здесь в Норвегии его уже нет.
– Приехав сюда, я поняла, как же мы на Таймыре богаты! – вторит бывшей соотечественнице модельер Аксинья Поротова. – У нас сохранились исконная одежда, традиционные технологии выделки шкур. У нас оленеводы, пастбища. Национальная кухня жива, языки сохранены – мы в быту их постоянно используем! А здесь нет кочевий, олени пасутся, как коровы! И только последние десятилетия саамы пытаются вспомнить родной язык.
Искренне жалея своих, казалось бы, вполне благополучных норвежских собратьев Аксинья Ивановна уверяет, что сама живет в сказке: вместе с мужем они бесконечно трудятся, выигрывают гранты, открыли небольшое предприятие народных промыслов, куда привлекают других деятельных земляков.
Таймырцы искренне сопереживали норвежскому горю. С пониманием приняли известие о досрочном закрытии «Ридду Ридду» и стали готовиться к отъезду. Но до того решили попотчевать новых друзей национальными блюдами полуострова.
– Мы угощаем желающих олениной, жареной рыбой. Напекли традиционных лепешек, наварили таймырской ухи, – как заправский повар, оглашает меню Галина Гаврилова – заместитель руководителя администрации таймырского долгано-ненецкого муниципального района. – Сегодня ночью все тринадцать человек нашей команды – представители администрации, мастера-резчики, оленеводы, дизайнер, хореограф, певцы – переквалифицировались в кулинаров.
Кстати, желающих полакомиться таймырскими блюдами было хоть отбавляй.
Если посеешь шторм
– Фестиваль начался с того, что молодые люди хотели найти саамское в себе, познакомиться с родной культурой, выучить язык, на котором почти уже не говорили родители, – вспоминает Рагнхилд Дальхейм Эриксен, директор фестиваля. – Первое время «Ридду Ридду» был словно маленький барбекю в горах для молодежи Манндалена. А весной этого года, когда открывали офис «Ридду Ридду» в Москве, мы ощутили, какой размах приобрел наш фестиваль! Теперь вот мечтаем, чтобы наша сцена стала самой большой концертной площадкой для всех коренных народов мира.
Название «Ридду Ридду» в переводе с саамского означает «небольшой шторм на побережье» и символизирует стремление молодежи к переменам. Подлинных северян – саамов – отличают сдержанность, упорство и скромность. Даже перед лицом скорби они не поддаются эмоциям. Полвека назад их настойчивость и воля привели к победе – представители немногочисленного коренного этноса узаконили свои права на традиционный образ жизни, вернули из забытья самобытную культуру, а затем добились того, что и саамский язык стал в Норвегии вторым государственным.
Досрочно завершая фестиваль коренных культур, жители села Манндален объявили «Ридду Ридду» своим ответом любому насилию и злобе. Двадцать лет назад «маленький шторм» помог саамам коммуны Кофьорд найти себя, почувствовать поддержку соплеменников и определить свой дальнейший путь. Теперь Центр северных народов ждет всех, кто идет по жизни с открытым сердцем, гордится традициями своего народа и готов открывать свою культуру миру.