Сегодня 10% трудоспособного населения Белгородской области занято в целевой программе «Семейные фермы Белогорья». За четыре с половиной года, прошедших с ее запуска, заработало более 2300 семейных ферм и почти 200 перерабатывающих предприятий.
Итальянские рецепты
В 10 километрах от Белгорода, в поселке Таврово появилось небольшое производство моцареллы – легендарного сыра родом из итальянской провинции Кампания. Апеннинские традиции в Белгородчине решил привить авиационный инженер, выпускник МАИ Вячеслав Залевский. Он делает самую вкусную моцареллу – giornata (однодневной давности). Конечно, классическая производится из молока черных буйволиц, но в области с буйволами проблема, поэтому для приготовления сыра используют коровье молоко, что вполне допустимо по рецептуре.
Как рассказывает Вячеслав, руководитель кооператива «Фуд-мастер», сыр ему нравится с детства:
– Сначала это было хобби. Интересно же попробовать. Оказалось, могу. Делал дома на кухне в кастрюле. Потом жена выгнала, сказала, где хочешь, там и занимайся своим сыроделием, все тут мне угваздал. Пришлось построить небольшой цех, ну и претворять мечту в жизнь.
Чтобы узнать о сыре больше, Залевский ездил на Кавказ, в Украину. А его сестра, главная единомышленница, – к знакомым в Италию.
– Опыта мы, конечно, в Италии набирались, – добавляет Анжела. – Там в одном городке на сто тысяч жителей сто сыроварен. У друзей в Неаполе магазинчик, при нем маленькое предприятие по производству моцареллы. Сырное лакомство там и полдня не задерживается на прилавке – местные покупатели сметают все. Осталось только привить жителям нашей области любовь к этому сыру – и тогда дело в шляпе.
Хороший сыр делать сложно. Секретами никто делиться не хочет, жалуется Анжела:
– К любому сыроделу подойдите, он скажет: «Сложно, молочко-то чувствовать надо». Правда повезло, недавно с одним итальянцем списались по Интернету, он приглашает, приезжайте, все покажу и расскажу. Так что, может, и новую рецептуру узнаем.
Пока производство у сыроделов небольшое. Все оборудование, сделанное по итальянской лицензии в Челябинске, умещается в одном здании. Чистота в цехе, как в операционной, сыр грязи не терпит. Сыроделие – процесс творческий, технологию надо соблюдать неукоснительно – зазеваешься, и все пропало. Как-то Вячеслав нарушил процесс, и вместо моцареллы что-то другое получилось. Попробовал, вроде на чеддер похоже. Решил назвать его «Белгородским чеддером».
– Продаю свою продукцию в районе, – продолжает сыродел. – Куда-то везти смысла нет. Долгого хранения сыр не терпит. Он максимум двухдневный. Его свежим надо есть! Конечно, в рассоле месяц может храниться. Но это будет уже не то.
Сейчас на семейном предприятии трудятся два человека: Вячеслав и его сестра. Но объемы продаж растут, и вскоре придется работников нанимать. Процесс приготовления хоть и трудоемкий, но недлительный. Из тонны молока за смену получается 100 кг сыра.
Пока реализация моцареллы и изобретенного «чеддера» в основном идет на местном рынке. Немного отправляют в Белгород и Воронеж. У сыра появились и свои почитатели – «Привози, говорят, побольше». А в ближайшем будущем сыроделы передадут продажу кооперативу, который сейчас поставляет молоко, а сами сосредоточатся на производстве и развитии.
Медовые конфетки
Пасечников Вячеслава и Викторию Павлиновых можно назвать ветеранами отрасли. Хозяина еще дед приучил с пчелами возиться. Медоносов рядом немного, кроме небольшой липовой рощи, поэтому своих пчелок катают по цветущим полям на двух автоприцепах. Где цветет, туда и едут.
– Сначала возили мед на продажу в Москву и Питер. А год назад занялись программой «Школьный мед», – рассказывает Вячеслав. – Специально сделали миниатюрные упаковки по 10 граммов, детям очень нравится. Супруга Виктория в прошлом программист, сама разработала дизайн. Даже те малыши, кто мед не любил, теперь с удовольствием едят.
Пчеловоды купили итальянское упаковочное оборудование. Для этого взяли кредит в банке под 8% годовых, через год планируют рассчитаться:
– Для упаковки мы используем экологическую двухкомпонентную пленку, пищевой лавсан и полиэтилен, – присоединилась к рассказу Виктория. – Мед – агрессивная среда и не каждый материал может с ним контактировать. Внешне это выглядит, как упакованный сахар, который подают в поездах и самолетах, или карамелька, только мягкая. В таком фантике мед может храниться около года без потери качества. Одна «конфета» стоит 2 рубля 50 копеек. Расходится на ура.
Эта продукция изготавливается специально для социальных учреждений: школ, детских садов, интернатов, детских домов и домов престарелых. Заключили договор с местной администрацией, и процесс пошел.
Развесистая клубника
Можно ли предположить, что квалифицированный медик, специалист реанимационного отделения станет крупнейшим областным «ягодоводом»? Оказывается, возможно. Рожденный в СССР способен на многое. Елена Чеснокова уже 15 лет успешно занимается выращиванием садовой земляники. Начала совершенно случайно. Купила как-то у старушки на рынке первые корни, посадила их на даче и с тех пор не может остановиться. Труд хоть и тяжелый, но она получает от процесса удовольствие.
«Ягоду надо чувствовать. Без любви ничего не получится, – считает Елена. – Площади под клубнику с самого начала были крайне скромными. На дачном участке в пять соток стали получать первые достойные урожаи».
Однажды чуть было не бросила эту затею:
– Возвращаюсь с семьей из отпуска, а наша небольшая плантация вся коричневая, выжгли гербицидами завистники. Два года не могла после этого даже говорить о землянике, только плакала.
Но время вылечило, и неугомонная Елена вернулась к любимому делу.
Сегодня поле под землянику занимает целый гектар. Одна с детьми и мужем уже не справляется, поэтому на плантациях земляники до десяти помощников. Урожай собирают с мая по октябрь. В арсенале у Чесноковой – восемь сортов сладкой ягоды. Завезли рассаду из Белоруссии, Украины, Голландии. До конца сезона планируют собрать до 7 тонн земляники.
Оказывается, в области мало кто ею занимается, так что конкуренции практически нет. Себестоимость килограмма – 70–80 рублей. В этом году ягода разлеталась, как горячие пирожки. Даже отпускная цена в 100 рублей не смущала покупателей.
– В перспективе хотим построить теплицы, – продолжает Елена, – значит, первая клубника будет на прилавках в 6 часов утра круглый год. Еще мечтаем создать рекреационную зону. Водоем рядом, там пляж оборудовали, магазин построим, точку питания.
Старшая дочь – архитектор, муж – строитель. Так что этот семейный бизнес перспективен. Тем более что районная администрация не препятствует, а только помогает, предлагает осваивать новые земли.
В целом по области только в прошлом году выручка от реализации товаров и услуг белгородских фермеров составила около четырех миллиардов рублей. Когда региональная власть хочет добиться результата – все получается. А если ждать разнарядок из Минсельхоза России, то можно и с голоду опухнуть.