С полуострова под видом модернизации выводят тяжелую бронетехнику. База атомных подводных лодок Тихоокеанского флота в Вилючинске на Камчатке остается без наземного прикрытия.
Разруха на фоне танковых башен
Морской торговый порт в Петропавловске-Камчатском полуразрушен. Но на пирсе стоят практически новенькие, как говорится, еще в смазке БТР, БМП, плавающие танки, самоходные артустановки. Стоят без боевого охранения, часовых и патрульных. Докеры с радостью фотографируются на броне.
По официальной версии, бронетехнику отправляют на модернизацию. Как рассказал «АН» начальник управления военных сообщений в Камчатско-Чукотском речном и морском бассейне капитан 2-го ранга Андрей Зенин, вначале с Камчатки вывезли 132 танка Т-80. На это лето было запланировано отправить еще 150 единиц разных видов техники. Половина уже ушла во Владивосток. По данным Зенина, следом пойдут старые, но боеготовые танки Т-55 и Т-62. Конечную цель маршрута офицер не говорит, ссылаясь на военную тайну. Но подтвердил, что техника боеготовая и на каждую единицу выписаны паспорта в Минобороны.
Военные уверяют, что «броня» уходит на модернизацию на 206‑й Уссурийский военный танкоремонтный завод. Но там ремонтируют и модернизируют только танки. Однако в том же направлении идут и артиллерийские системы «Гиацинт», «Акация», «Пион».
Перевозка таких «цветочков» по стране стоит немалых денег. Отправка автомобиля с Камчатки до Владивостока стоит в среднем 50 тысяч рублей. А доставка тяжелой бронетехники обойдется на порядок дороже. Минобороны уже задолжало Камчатскому пароходству около 30 млн. рублей за перевозку.
Экипажам гражданских судов при перевозке военной техники приходится брать на борт караул. Обычно он состоит из четырех контрактников и офицера. Капитаны недовольны такими гостями – служивые считают, что их должны кормить и поить за судовой счет. Сухого пайка им почему-то не выдают, и экипажам приходится делиться.
За четверо суток пути караул от безделья дуреет. И со знанием дела уничтожает запасы спиртного, пронесенного с собой. Чтобы бойцы не расслаблялись, старший караула иногда устраивает «учения» на борту. Вводная – сухогруз атакован террористами с целью захвата вооружения. И тогда полупьяные часовые выскакивают из кают в трусах и с автоматами наперевес бегут «отражать» нападение.
…На 4-м причале морского порта во Владивостоке уже чертыхаются. Вагонов и эшелонов для такой специфической техники не хватает.
Заполнены склады и на Уссурийском танкоремонтном заводе, и под Комсомольском-на-Амуре. По мнению камчатского военного обозревателя Андрея Маргиева, вывозимая техника либо еще пополнит эти склады, либо очередной «Виктор Бут» из Минобороны тайно продаст их какой-нибудь стране, где востребовано железо цвета хаки.
Великий сосед изволит гневаться
Среди камчатских офицеров уже пару лет гуляет усиленный слух, что в недалеком будущем России не избежать войны с Китаем. И шансов у нас нет. Силы явно не равны. В результате военной реформы на Дальнем Востоке России не осталось полнокровных дивизий, и, чтобы избежать повторения разгрома 1941 года, Минобороны стягивает отовсюду технику и артиллерию поближе к рубежам с «великим соседом».
«Несколько сотен единиц бронетехники и артсистем погоду не сделают. А вот оголение наземного прикрытия базы ВМФ в Вилючинске – это очень неправильное решение. И хотя сейчас там стоит всего несколько АПЛ (двадцать лет назад их было больше 70), но это резерв Тихоокеанского флота. Сейчас база АПЛ не прикрыта от современных средств нападения ни с воздуха, ни с земли. Обещанные С-400 так и «застряли в пути». Полностью сократили противодиверсионные подразделения. Теперь сокращают артиллерийскую составляющую обороны», – возмущается высокопоставленный офицер Генерального штаба, служивший на Камчатке.