Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 26(267) от 07.07.2011

Этника будущего

, 18:21

Политики и общественные деятели не один десяток лет ведут неспешные публичные разговоры о том, что бы такого надо было бы сделать, чтобы сохранить и приумножить народные традиции. Художники решение нашли давно: этнические мотивы становятся отправной точкой, из которой появляются вдруг совершенно особые произведения, сочетающие в себе прошлое, настоящее и будущее. Один из таких художников, этнофутурист Павел МИКУШЕВ рассказал «НА» о творчестве, поиске себя и современном подвижничестве.

В 1990 году я заканчивал Сыктывкарское училище искусств, факультет дизайна. Дипломная работа была посвящена древней коми-азбуке. В архивах наткнулся на образцы коми-мифологии и заинтересовался. В тот же период мне попал в руки альбом «Пермский звериный стиль». Позднее пробовал разные техники, искал себя, и эта тема всплыла. В конце концов решил, что не нужно пытаться работать в реалистической манере живописи, т.к. живописных традиций у моего народа – коми – не было. Были традиции росписи по дереву, бересте – прикладное искусство. Именно на основе традиций народного декоративного искусства стал строить собственный авторский стиль.

Декоративное искусство – понятие широкое. Что именно из этого пласта вы переносите в живопись?

– Отталкиваюсь от народных традиций. Изучаю ткачество, вышивку. Беру целые орнаменты или их фрагменты и трансформирую в нечто свое. К примеру, пытаюсь в одной работе использовать элементы вышивок и приемы пермского звериного стиля. Пермский звериный стиль – это в основном изделия из бронзы. Большая часть предметов найдена в Пермском крае, отсюда и первая часть названия. Звериный – потому что в основном изображаются животные: птицы, медведи, лоси.

– Вы себя считаете продолжателем коми-традиций?

– Да. Может, это несколько амбициозно звучит, но я очень хотел бы создать некую национальную традицию в живописи, которая прямо выходит из народного искусства. Не новаторство, а, наоборот, естественное продолжение традиций прошлых поколений.

– У вас есть последователи?

– Одно время преподавал в гимназии искусств, занимался с детьми, передавал свои знания ученикам. Будут ли они ориентироваться на мой стиль – покажет время.

– Многие ваши работы – своего рода иллюстрации к мифам и легендам коми. Как начинается работа над картиной – с культурологического исследования?

– Все работы появляются по-разному. Был период, когда очень много читал. Дружил с этнографами и фольклористами, которые познакомили меня с большим количеством материала. Иногда пишу картины, отталкиваясь от конкретного текста, но такое бывает редко. В основном первым рождается образ. Практически никогда не делаю эскизов, сразу работаю начистовую. В моих картинах обычно 1–2 четких образа, все остальное, что вокруг, появляется само собой уже в процессе работы. И уже потом, когда картина написана, вспоминаю подходящий миф, который мог бы стать своеобразным пояснением к картине.

– Получается, что ваши картины – для узкого круга лиц, знакомых с коми-мифологией?

– Я стараюсь подтолкнуть зрителя к тайне картины. Названием или небольшим пояснением. Но, естественно, пропагандой мифологии, знакомством с народным искусством нужно с публикой заниматься особо. У нас был замечательный опыт с группой друзей-единомышленников. Мы совершили полуторамесячное турне по республике, посетили около 10 населенных пунктов с передвижной выставкой. Я работал на ней экскурсоводом. За день получалось около 10 групп!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram