На недавнем Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, состоявшемся в июне этого года, Президент РФ Дмитрий Медведев заявил: «В современном мире нельзя и не нужно управлять страной из одной точки. Тем более если речь идет о такой стране, как Россия». И предложил вынести за пределы Москвы часть государственных учреждений федерального уровня.
В мартовском номере «АН» (№11) была опубликована статья ректора Байкальского государственного университета экономики и права Михаила Винокурова под характерным названием «Освободите Москву от министерств», в которой высказывалась аналогичная идея.
Мы попросили профессора ВИНОКУРОВА еще раз обозначить свою позицию по данному вопросу.
- Проблему освобождения Москвы от министерств и ведомств можно решать по-разному. Президент предложил, на мой взгляд, рациональную идею, дающую возможность решить двоякую задачу: превратить Москву в международный финансовый центр при одновременном выводе из нее федеральных учреждений в столичный город-спутник.
Какие я вижу в этом плюсы? 1. Финансовый и административный центры концентрируются не в одном месте, а разделяются территориально. С точки зрения актуальной сегодня борьбы с коррупцией это очень важно. Ведь неслучайно в США финансовая и административная столицы удалены друг от друга. 2. В результате такого разделения нагрузка на инфраструктуру столичного мегаполиса резко уменьшится. 3. Компактность расположения министерств в одном месте даст массу удобств работе правительства. 4. Финансовым источником строительства столичного города-спутника станут средства, получаемые от продажи зданий и недвижимости нынешних министерств и ведомств международным и российским финансовым корпорациям.
Но в этом проекте есть и минусы. Первый и главный – он не делает причастным к управлению страной регионы России. В такой обширной стране, как наша, просто необходимо передать часть столичных функций крупным региональным центрам. Именно эту идею я обосновал в своей статье «Освободите Москву от министерств». Кстати, спасибо редакции вашей газеты, что она сохраняет публикации на сайте «АН».
– И тем не менее напомните читателям о сути вашей концепции.
– В двух словах. Я предложил рассредоточить ряд министерств и ведомств по крупным региональным центрам России. В частности, Министерство культуры РФ перенести в Санкт-Петербург, который уже де-факто является культурной столицей России. Министерство спорта, туризма и молодежной политики могло бы разместиться в олимпийском городе Сочи. Министерство образования и науки целесообразно перевести в Новосибирск, что сделает его равнодоступным как для восточных, так и западных регионов России. Да и чиновники Минобрнауки выиграют от того, что окажутся вдалеке от московской суеты в уютном Академгородке на берегу Обского моря.
Я убежден в том, что нужно поднять статус российских регионов, вывести их из разряда «вечных провинций». А это можно сделать, передав им ряд столичных функций.
– Михаил Алексеевич! А совещания-то как проводить? Если с помощью видеоконференций, то, как вы знаете, вся соответствующая техника закупается за рубежом, с «закладками». Соответственно, содержание этих видеоконференций будет прямо транслироваться в МИ-6.
– Во-первых, я предлагаю внешнеполитические и силовые министерства и ведомства оставить в Москве, не перенося их даже в столичный город-спутник. Что касается гражданских министерств, то какие тайны могут быть, скажем, у Министерства культуры?.. В конечном счете, существуют каналы безопасной передачи конфиденциальных данных, а наша промышленность пока в состоянии обеспечить производство современного оборудования и технических средств защиты информации. Ваш вопрос вскрывает очень серьезную ситуацию в этой области техники. Стране надо срочно решать проблему внедрения передовых, и именно отечественных, информационных технологий.
– Как вам нравится идея вообще перенести столицу, например во Владивосток?
– На мой взгляд, это крайность. Механический перенос столицы не повысит эффективность управления такой огромной страной, как Россия, а лишь переместит клубок существующих проблем в другое место. В этом смысле создание столичного города-спутника, как предлагает президент, более целесообразно.
Но я все же настаиваю, что некоторые министерства и ведомства, хотя бы в порядке эксперимента, должны быть рассредоточены по регионам России. Например, в том же Владивостоке можно разместить Федеральное агентство по рыболовству. Кстати, первый, кто поддержал эту идею, был мэр города Владивостока Игорь Пушкарев.
– Какое министерство или ведомство считаете необходимым разместить у себя в Иркутске и почему?
– Федеральное агентство лесного хозяйства. Почему? Иркутская область – самый лесной регион России. Здесь сосредоточено 2% мировых запасов древесины (для сравнения: в Финляндии – 0,5%). Регион может стать опытной площадкой для отработки механизмов эффективного управления заготовкой и переработкой лесных ресурсов. Тем более что в Иркутской области уже действует ряд крупных лесоперерабатывающих промышленных комплексов. Находясь в Москве, Федеральное агентство фактически оторвано от реального производства.
– А не возникнет ли угроза сепаратизма?
– Реализация предлагаемой мною концепции не приведет к усилению центробежных тенденций. Ведь любая отрасль независимо от того, где находится ее штаб, подобно единому стержню, объединяет регионы. Конечно, столичные амбиции крупных региональных центров, в которые переедут министерства, могут возрасти. Но не настолько, чтобы затмить Москву с ее глубоким сакральным смыслом и тысячелетним культурно-историческим потенциалом.
– Почти у всех министров и их замов дома, дворцы и прочие блага в Англии, Франции, Германии. Что им-то делать? Из Иркутска не налетаешься.
– Нужно видеть корень проблемы. У нас нет четкой грани между сферами бизнеса и госуправления. В результате чиновники зачастую рассматривают госслужбу как вид бизнеса. Поэтому президент попадает в точку, когда предлагает территориально отделить финансовый центр столицы от государственных структур управления. Бизнес интернационален, он может позволить себе вывезти капитал. Госслужащий обязан быть патриотом своей страны, а патриотизм невозможен без связи с родной землей, с конкретной территорией. Совершенно очевидно, что федеральные министерства и ведомства, размещенные в регионах, получат приток свежих профессиональных и патриотически настроенных кадров с мест.
– Есть ли мировой опыт распределения министерств и ведомств по разным городам?
– В западных странах, включая США, существует только та часть министерств, которые, как правило, относятся к президентскому блоку власти. Все же экономические сферы управляются крупнейшими транснациональными корпорациями, обладающими несравненно большими капиталами, чем наши бюджетные структуры – министерства и ведомства. Достаточно назвать авиастроительную корпорацию «Боинг» со штаб-квартирой в Чикаго, автомобилестроительную корпорацию «Дженерал моторс» (штаб-квартира расположена в Детройте), автомобильный концерн «Фольксваген» (штаб-квартира в Вольфсбурге) и др. У нас такие же функции отраслевого управления успешно выполняет, например, ОАО «Газпром», возникшее на основе бывшего Министерства газовой промышленности СССР. Центральный офис «Газпрома» можно с пользой для дела перенести в один из городов Западной Сибири.
– Спасибо, Михаил Алексеевич, за интересные мысли и предложения по модернизации федеральной структуры управления. Будем надеяться, что они привлекут внимание специальной рабочей группы, которая создается по инициативе Президента РФ для детальной проработки вопросов децентрализации полномочий между уровнями власти.