Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 25(266) от 30.06.2011

Освобождать Москву от министерств можно по-разному

, 17:15

На недавнем Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, состоявшемся в июне этого года, Президент РФ Дмитрий Медведев заявил: «В современном мире нельзя и не нужно управлять страной из одной точки. Тем более если речь идет о такой стране, как Россия». И предложил вынести за пределы Москвы часть государственных учреждений федерального уровня.

В мартовском номере «АН» (№11) была опубликована статья ректора Байкальского государственного университета экономики и права Михаила Винокурова под характерным названием «Освободите Москву от министерств», в которой высказывалась аналогичная идея.

Мы попросили профессора ВИНОКУРОВА еще раз обозначить свою позицию по данному вопросу.

- Проблему освобождения Москвы от министерств и ведомств можно решать по-разному. Президент предложил, на мой взгляд, рациональную идею, дающую возможность решить двоякую задачу: превратить Москву в международный финансовый центр при одновременном выводе из нее федеральных учреждений в столичный город-спутник.

Какие я вижу в этом плюсы? 1. Финансовый и административный центры концентрируются не в одном месте, а разделяются территориально. С точки зрения актуальной сегодня борьбы с коррупцией это очень важно. Ведь неслучайно в США финансовая и административная столицы удалены друг от друга. 2. В результате такого разделения нагрузка на инфраструктуру столичного мегаполиса резко уменьшится. 3. Компактность расположения министерств в одном месте даст массу удобств работе правительства. 4. Финансовым источником строительства столичного города-спутника станут средства, получаемые от продажи зданий и недвижимости нынешних министерств и ведомств международным и российским финансовым корпорациям.

Но в этом проекте есть и минусы. Первый и главный – он не делает причастным к управлению страной регионы России. В такой обширной стране, как наша, просто необходимо передать часть столичных функций крупным региональным центрам. Именно эту идею я обосновал в своей статье «Освободите Москву от министерств». Кстати, спасибо редакции вашей газеты, что она сохраняет публикации на сайте «АН».

– И тем не менее напомните читателям о сути вашей концепции.

– В двух словах. Я предложил рассредоточить ряд министерств и ведомств по крупным региональным центрам России. В частности, Министерство культуры РФ перенести в Санкт-Петербург, который уже де-факто является культурной столицей России. Министерство спорта, туризма и молодежной политики могло бы разместиться в олимпийском городе Сочи. Министерство образования и науки целесообразно перевести в Новосибирск, что сделает его равнодоступным как для восточных, так и западных регионов России. Да и чиновники Минобрнауки выиграют от того, что окажутся вдалеке от московской суеты в уютном Академгородке на берегу Обского моря.

Я убежден в том, что нужно поднять статус российских регионов, вывести их из разряда «вечных провинций». А это можно сделать, передав им ряд столичных функций.

– Михаил Алексеевич! А совещания-то как проводить? Если с помощью видеоконференций, то, как вы знаете, вся соответствующая техника закупается за рубежом, с «закладками». Соответственно, содержание этих видеоконференций будет прямо транслироваться в МИ-6.

– Во-первых, я предлагаю внешнеполитические и силовые министерства и ведомства оставить в Москве, не перенося их даже в столичный город-спутник. Что касается гражданских министерств, то какие тайны могут быть, скажем, у Министерства культуры?.. В конечном счете, существуют каналы безопасной передачи конфиденциальных данных, а наша промышленность пока в состоянии обеспечить производство современного оборудования и технических средств защиты информации. Ваш вопрос вскрывает очень серьезную ситуацию в этой области техники. Стране надо срочно решать проблему внедрения передовых, и именно отечественных, информационных технологий.

 – Как вам нравится идея вообще перенести столицу, например во Владивосток?

– На мой взгляд, это крайность. Механический перенос столицы не повысит эффективность управления такой огромной страной, как Россия, а лишь переместит клубок существующих проблем в другое место. В этом смысле создание столичного города-спутника, как предлагает президент, более целесообразно.

Но я все же настаиваю, что некоторые министерства и ведомства, хотя бы в порядке эксперимента, должны быть рассредоточены по регионам России. Например, в том же Владивостоке можно разместить Федеральное агентство по рыболовству. Кстати, первый, кто поддержал эту идею, был мэр города Владивостока Игорь Пушкарев.

– Какое министерство или ведомство считаете необходимым разместить у себя в Иркутске и почему?

 – Федеральное агентство лесного хозяйства. Почему? Иркутская область – самый лесной регион России. Здесь сосредоточено 2% мировых запасов древесины (для сравнения: в Финляндии – 0,5%). Регион может стать опытной площадкой для отработки механизмов эффективного управления заготовкой и переработкой лесных ресурсов. Тем более что в Иркутской области уже действует ряд крупных лесоперерабатывающих промышленных комплексов. Находясь в Москве, Федеральное агентство фактически оторвано от реального производства.

– А не возникнет ли угроза сепаратизма?

– Реализация предлагаемой мною концепции не приведет к усилению центробежных тенденций. Ведь любая отрасль независимо от того, где находится ее штаб, подобно единому стержню, объединяет регионы. Конечно, столичные амбиции крупных региональных центров, в которые переедут министерства, могут возрасти. Но не настолько, чтобы затмить Москву с ее глубоким сакральным смыслом и тысячелетним культурно-историческим потенциалом.

– Почти у всех министров и их замов дома, дворцы и прочие блага в Англии, Франции, Германии. Что им-то делать? Из Иркутска не налетаешься.

– Нужно видеть корень проблемы. У нас нет четкой грани между сферами бизнеса и госуправления. В результате чиновники зачастую рассматривают госслужбу как вид бизнеса. Поэтому президент попадает в точку, когда предлагает территориально отделить финансовый центр столицы от государственных структур управления. Бизнес интернационален, он может позволить себе вывезти капитал. Госслужащий обязан быть патриотом своей страны, а патриотизм невозможен без связи с родной землей, с конкретной территорией. Совершенно очевидно, что федеральные министерства и ведомства, размещенные в регионах, получат приток свежих профессиональных и патриотически настроенных кадров с мест.

– Есть ли мировой опыт распределения министерств и ведомств по разным городам?

– В западных странах, включая США, существует только та часть министерств, которые, как правило, относятся к президентскому блоку власти. Все же экономические сферы управляются крупнейшими транснациональными корпорациями, обладающими несравненно большими капиталами, чем наши бюджетные структуры – министерства и ведомства. Достаточно назвать авиастроительную корпорацию «Боинг» со штаб-квартирой в Чикаго, автомобилестроительную корпорацию «Дженерал моторс» (штаб-квартира расположена в Детройте), автомобильный концерн «Фольксваген» (штаб-квартира  в Вольфсбурге) и др. У нас такие же функции отраслевого управления успешно выполняет, например, ОАО «Газпром», возникшее на основе бывшего Министерства газовой промышленности СССР. Центральный офис «Газпрома» можно с пользой для дела перенести в один из городов Западной Сибири.

– Спасибо, Михаил Алексеевич, за интересные мысли и предложения по модернизации федеральной структуры управления. Будем надеяться, что они привлекут внимание специальной рабочей группы, которая создается  по инициативе Президента РФ для детальной проработки вопросов децентрализации полномочий между уровнями власти.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram