В регионах Дальнего Востока не хватает квалифицированных кадров практически во всех сферах деятельности: в экономике, образовании, здравоохранении. В промышленности Хабаровского края дефицит технарей: рабочих, техников, инженеров. Эту проблему мы обсуждаем с губернатором Хабаровского края Вячеславом ШПОРТОМ.
- Вячеслав Иванович, недавно правительство края провело совещание в режиме видеоконференции с главами муниципальных районов по вопросу: «Обеспечение предприятий Хабаровского края рабочими кадрами, вопросы подготовки кадров и решение проблем занятости населения». Говорят, что на аппаратных совещаниях вы также постоянно заслушиваете отчеты по проблеме занятости. Почему вы уделяете такое внимание этому вопросу, как оцениваете положение с занятостью населения в крае?
– Задачи власти вообще и правительства края и губернатора в частности заключаются в том, чтобы люди, которые здесь живут, могли обеспечить себе достойную жизнь. Очевидно, они должны иметь возможность зарабатывать деньги и тратить их на себя и свою семью.
Но если этого основного нет, то и другого в жизни не получить. Будут бедность, нищета, разлад в семье. Поэтому я много времени уделяю, чтобы довести это до глав районов, городов, поселений. Они несут ответственность на подведомственных территориях за занятость населения.
Работа для населения – самое главное. У нас зарегистрированы около трех процентов безработных, до 23 тысяч человек. И есть до 18 тысяч вакансий. Казалось бы, люди из категории безработных должны заполнить имеющиеся вакансии. Но в жизни так не происходит. Потому что вакансии не отвечают потребностям тех, кто ищет работу. На учете стоят разные категории людей, в том числе и молодые специалисты, только что закончившие вузы. И получили они там специальности, которые не востребованы в экономике края.
Число выпускников вузов ежегодно в 4,7 раза превышает потребности экономики края.
ПТУ, средние специальные учебные заведения также готовят много специалистов для сферы обслуживания. Они нужны, конечно, но не в таких количествах.
А у нас не хватает квалифицированных станочников, операторов, сварщиков.
– Соседство с Китаем, в котором избыток рабочей силы, неизбежно заставляет краевое правительство вырабатывать политику в отношении иностранных специалистов разных профессий. Что происходит в этой сфере, можете назвать плюсы и минусы, которые «привозят» гастарбайтеры в экономику края?
– У КНР избыток рабочей силы, у нас – дефицит. Это факт. В прошлом году попробовали провести такой эксперимент. У нас была квота – 48 тысяч работников-иностранцев. Решили: сократим ее в два раза, и на освободившиеся места гастарбайтеров придут наши безработные. Так нет! Наши работать вместо иностранцев не пошли. В результате потеряли какой-то объем продукции, недодали налогов в бюджет. Так что напрямую количество наших безработных от числа мигрантов не зависит.
В крае работают представители нескольких десятков стран. Мы стараемся вести в этой сфере сбалансированную политику. С одной стороны, ужесточили меры по приему иностранной рабочей силы. С другой, отдаем себе отчет, что иностранцы нужны. Сейчас уже в основном к нам ездят те, кто несколько лет работает, зарекомендовал себя хорошим специалистом. У нас есть специальная комиссия, которая рассматривает заявки каждого работодателя. Главное – мы смотрим, чтобы те, кто принимает иностранцев, решали вопросы с оплатой труда, социальные проблемы.
– В лесном комплексе края из числа работающих 80% составляют местные кадры, 14% – иностранцы, 4% – другие территории РФ. В отрасли действует жесткое правило: взял 10 иностранцев – заключай договор с учебным заведением на подготовку своих кадров. Через три года планируют полностью заместить гастарбайтеров.
– Каждая отрасль должна иметь свои подходы. Единого рецепта нет. Сегодня нормальные предприятия хотят стабильности. Чтобы были постоянные кадры, чтобы они качественно работали. Лучше всего это делают местные кадры. Но местного надо научить. Поэтому в Шелеховском леспромхозе, например, создали свое учебное заведение на 50 человек. Будут готовить кадры для себя и для отрасли. Просто появилась такая потребность, и предприятие не живет одним днем. И будет этот леспромхоз для своего учебного заведения базовым предприятием. Подобное же учебное заведение для своих нужд создает и Сибирская угольно-энергетическая компания в Чегдомыне.
Подготовка специалистов с опорой на базовые предприятия – очень важное дело. Это одно из наших ключевых направлений в подготовке кадров.
– Как демографическая ситуация отражается на кадровой проблеме в экономике?
– Сегодня экономика испытывает ту отрицательную демографическую нагрузку, которую принесло нам начало девяностых. Тогда останавливались предприятия, молодые, энергичные работники уходили из цехов, как принято сейчас говорить, «на рынок». Когда предприятия снова заработали, оказалось, что вернуть людей в цеха очень непросто. Спросите сегодня руководителя любого предприятия, он ответит, что трудятся на производстве в основном ветераны, не хватает прослойки работников сорока-пятидесяти лет, самого умелого и квалифицированного возраста.
В те же девяностые из-за нестабильности жизни упала рождаемость. А сейчас именно это поколение начинает вступать в профессиональную жизнь. Если в 2000 году в крае было 16 тысяч выпускников школ, то в 2011‑м – около шести тысяч. Есть в нынешнем поколении умные, даже талантливые ребята, уровень образованности повысился. В этом году в крае 14 выпускников получили 100 баллов по ЕГЭ, в прошлом было всего четверо стобалльников. А выпускник из Комсомольска-на-Амуре Сергей Угрюмов 100 баллов получил сразу по двум предметам – по физике и математике. Такое у нас впервые.
Но выпускников школ физически не хватает экономике края. Вот в чем проблема! Поэтому мы и поднимаем кадровые вопросы, а не потому, что конъюнктура такая.
– По-моему, чтобы решить многие кадровые проблемы, нужно сделать то, о чем постоянно говорит президент Дмитрий Медведев – провести модернизацию. Будут хорошие кадры – модернизация состоится. Задержится она – невостребованные специалисты разъедутся?
– Конечно, все взаимосвязано. Но модернизация – это не значит купить и завезти новые станки. Президент не это имел в виду. Модернизация в большом смысле – модернизация мозгов. Если есть у человека понимание, что ее проводить необходимо, он проведет модернизацию. А если надеется прожить на старом багаже, на устаревших станках, вытачивая детали, – его дело долго не протянет.
В подготовке кадров очень важна модернизация образования. Мы же сегодня уже в школе начинаем говорить ученику: будь готов применять свои знания, силы, умения в условиях рынка. Сегодня студент должен впитать в себя максимум знаний, и, когда выйдет из вуза, ему придется с такими же, как он, бороться за рабочее место, более высокую зарплату. Чем больше он будет знать, тем больше будет востребован на производстве.
– Вячеслав Иванович, в свое время вы высказывали идею проведения инженерного форума. В чем смысл идеи? Как форум сможет помочь решению кадрового вопроса?
– У меня эта идея остается и сейчас. Не хочу проводить ее «сверху», хочу, чтобы все «созрели».
Идея такая – привлечь внимание общественности к работе инженерно-технических специалистов. Потому что все, что сегодня инновационно, современно, закладывается, задумывается, производится технарями. Они конструируют, изобретают, пишут технологии. Хотелось, чтобы все увидели инженерный труд в нашем крае.
У каждого младшего школьника сегодня есть мобильный телефон. Так пусть он узнает, как его изобрели, разработали, в чем принцип его работы. А сделали это инженеры!
Труд инженера – это очень интересная работа! Может быть, форум позволит привлечь ребят в эту профессию. Одна из целей такая. В технических учебных заведениях, на предприятиях будем потихоньку готовиться к форуму.
Хотим пригласить и зарубежных гостей. Потому что многие иностранные инженеры, с кем приходилось мне встречаться, допустим, по линии Сухой Суперджет-100 (а это инженеры из США, ФРГ, Франции, Канады, Италии), часто восхищаются теми решениями, которые принимаются нашими инженерами. Это факт! Иногда, казалось, патовая ситуация, выхода не найти, а наши технари принимали решения всем на зависть. Например, было дело – немцы восхищались, хотя у них инженеры, должен сказать, сильные.
Вот такие вещи, я считаю, нужно показывать нашим людям, особенно молодым. И родителям не помешает. Ведь многие из них говорят своим детям: не ходи в инженеры, давай на финансиста учиться – всегда будешь с деньгами. В этом есть доля правды. Но только доля.
– А правда еще в том, что без квалифицированных кадров мы не выполним никаких инвестиционных проектов, которые уже претворяются в крае. Что вы можете сказать юноше, задумавшемуся о своих перспективах?
– Я буду называть по отраслям наши значимые инвестиционные проекты.
Машиностроение: авиапром и судостроение – современные интеллектуальные отрасли. Корабелам предстоит глубоко модернизировать свои предприятия. Предполагаются серьезные инвестиции.
Лесопереработка. Намечено четыре серьезных инвестиционных проекта. В Ванинском районе создается современнейшее производство – ООО «Аркаим». Безотходная переработка леса. Производство еще не начато, а японцы уже готовы брать продукцию. Ее уровень – мировой.
Предприятие «Римбунан Хиджау», выпуск плит МДФ. Это, пожалуй, лучший подобный проект в России.
Предприятия лесопереработки проектируются в Амурске, Солнечном.
– Где брать кадры для таких современных производств?
– Ко всем инвесторам у нас есть одно требование – преимущество при приеме на работу местному населению. Но иногда специалистов на месте не хватает. Тогда какую-то часть они завозят, но и наших готовят тоже! По поводу подготовки кадров для таких современнейших производств выскажу одно наблюдение. У местных кадров нередко появляется боязнь ответственности перед новейшим оборудованием и современными технологиями. Легче в лесу да на рыбалке перебиваться, чем работать в компьютеризированном цехе. Это факт.
Вообще же, к новому более восприимчивы молодые. Поэтому готовить к работе на современном производстве надо прежде всего молодежь. У нас серьезная программа строительства школ, мощнейшая программа модернизации здравоохранения, развития дошкольного воспитания. Будем подтягивать зарплату бюджетникам. Этот показатель у нас пока ниже, чем в экономике.
Вот направления, которые влияют и на подготовку кадров, на их закрепление.
Перспективы есть, будем жить в ногу со временем.