Внесенный в конце апреля на рассмотрение Госдумы проект закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» оказался в центре скандала. С критикой документа выступают и медики из Пироговского движения врачей, и общественники из Общества защиты прав пациентов, и рядовые пользователи Сети. На сайте Минздрава, где выложен документ, сотни гневных комментариев. Основная претензия: законопроект противоречит главной заповеди врачей – «не навреди».
Обновить закон «Об основах охраны здоровья» решили через восемь лет после подписания первого подобного документа. Казалось бы, времени разобраться в деталях – предостаточно. Но складывается впечатление, что проект закона писали буквально на коленке. Неточности есть и в оформлении (например, после статьи 95 сразу идет 99-я!), и в формулировках. Скажем, пациентом называется человек, получающий медицинскую услугу или обратившийся за ней. «А как быть с теми, кто ее не получает, но в ней нуждается? Вот человек упал на улице с инфарктом. Он, выходит, не пациент и не обладает никакими правами?» – удивляется президент Лиги защитников прав пациентов Александр Саверский. Еще пример: появление ребенка на свет определяется в законе как «процесс отделения плода от организма матери посредством родов». Выходит, если малыш увидел свет с помощью кесарева сечения, он и не родился вовсе?
«Доходит до смешного: в документе нет даже определения слова «здоровье». Чиновники, видимо, его просто не знают. Потому что сам проект закона описывает только медицинскую сферу, хотя категория «охрана здоровья» подразумевает и сферы, связанные с питанием, экологией, техникой безопасности», – негодует президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов.
Лечи и молчи
Терминологическая неточность ведет к противоречивости идей. Например, проект закона предлагает четко стандартизировать порядок лечения, то есть разработать сводный документ, в котором будет строго прописано, как обследовать пациента при тех или иных жалобах. По идее это должно упростить задачу врачам и помочь пациентам контролировать действия медика. «Но на деле остается неясным, кто эти стандарты будет разрабатывать. Те же чиновники из Министерства, которые не знают, что такое «здоровье» и кто такой «пациент»? Этим, безусловно, должно заниматься профессиональное сообщество. Но его участие в системе жестко ограничено. Например, право голоса имеют только общественные организации, аккредитованные Минздравом. То есть независимым, не ходящим под чиновниками медикам, попросту затыкают рот», – считает Александр Саверский.
Еще одно противоречие. В документе декларируется свобода пациента выбирать себе врача. При этом не предлагается никаких реальных механизмов реализации этой меры. «Зачем вас будет принимать врач, обслуживающий другой участок? Незачем!» – уверен Василий Власов.
Медикам запрещается сотрудничать с фармкомпаниями, принимать от них подарки и приглашения на выездные семинары, если они организованы только одной коммерческой фирмой. Таким образом, идет борьба против манипуляций мнением врача и навязывания пациентам определенных препаратов. Но вместе с тем принимать подарки и посещать семинары фармкомпаний не запрещается чиновникам, которые имеют на врачей огромное влияние.
Законопроект пытается решить проблему врачебных ошибок, введя социальное страхование медиков. Мол, чтобы получить компенсации, пациентам теперь не придется бесконечно ходить по судам. Но, сняв эту проблему, чиновники порождают массу других. «Во-первых, родственники пациентов, погибших из-за халатности медиков, чаще всего хотят не компенсаций, а лишения врача права лечить, – говорит Александр Саверский. – За этим все равно придется идти в суд. Во-вторых, социальное страхование никак не мотивирует врача работать лучше: ну, искалечил пациента – страховая заплатит. В-третьих, такая система породит огромную волну исков от людей, падких до наживы. Хорошо лечили или плохо – почему бы не попросить компенсацию?»
Еще больше противоречий в финансовых вопросах. С одной стороны, документ расширяет спектр бесплатных медицинских услуг. В стране появятся государственные хосписы, медикаменты и лечение оплатят страдающим редкими заболеваниями, родители смогут бесплатно лежать с детьми в стационарах и т.д.
С другой стороны, в целом документ направлен на превращение медицины в платную. «Совершенно очевидно, что закон подписывает смертный приговор бесплатной медицине, – полагает профессор Павел Воробьев, заместитель председателя Формулярного комитета Российской академии медицинских наук. – Он впервые разрешает государственным клиникам легально брать деньги с больных. Никаких ограничений на платные услуги при этом законом не предусматривается. Декларируется, как обычно, одно, а пишется в законопроекте – совсем иное».
«Предлагается, что будут обязательные услуги, которые останутся бесплатными. А чтобы получить дополнительные, придется раскошелиться. Но грань эта очень тонкая, – предупреждает Александр Саверский. – Например, рентген при воспалении легких – это обязательная или дополнительная услуга? Пациенту она кажется обязательной, а врач, может быть, считает иначе».
Другой вполне возможный вариант: чтобы сделать узи бесплатно, вам придется стоять на очереди месяц. А за деньги его сделают через полчаса. И кто станет спорить и проверять, нет ли в бесплатной очереди «мертвых душ»?
Конституция декларирует: медицинская помощь в нашей стране – бесплатная. Законопроект этой норме, по сути, противоречит, деля медицинские услуги на гарантированные и дополнительные. То есть граждан урезают в правах, что является грубым нарушением законодательства РФ. «Но в этом, видимо, и есть смысл закона, писанного в такой спешке. Он должен стать очередным кирпичиком в процессе коммерциализации и скрытой приватизации учреждений здравоохранения.
А потому, вот увидите, будет принят во всех трех чтениях со скоростью света», – считает Василий Власов.
Что скрывает чиновник
Но самое главное – законопроект не отвечает своему изначальному предназначению: наметить пути развития здравоохранения. Все главные болевые точки остаются обойденными. В документе толком не раскрыт вопрос оценки качества лечения. Медучреждениям по-прежнему платят не за число здоровых и вылеченных людей, а за занятое койко-место в стационаре и число пришедших на прием. Нет даже попытки как-то решить проблемы запутанной системы финансирования отрасли (например, сейчас одни роды могут быть оплачены государством по разным каналам от двух до шести раз). Не поднята проблема бюрократизации здравоохранения. Вместо того чтобы выстраивать доверительные отношения между врачом и пациентом, документ лишь увеличивает число бумаг между ними.
«Из закона пока вытекает: народ будет платить налоги, эти деньги потратят на сомнительные нужды, но большей частью – разворуют. А когда больной придет в больницу, ему придется платить за лечение, лекарства и т.д. Вот такая получается концепция», – говорит профессор Воробьев.
В общем, основа без основ. И остается надеяться, что протесты врачей, пациентов и общественников все-таки дойдут до ушей чиновников и депутатов. И, как и декларировалась, рассмотрение проектов законов у нас станет наконец всенародным. А не, как мы привыкли, элитарным.
В защиту 41-й статьи
Законопроект «Об основах охраны здоровья граждан РФ» по сути противоречит ст. 41 Конституции РФ, которая гласит:
– Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.