Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 15(256) от 21.04.2011

Министерская фронда Левитина

, 17:42

Решение правительства России об усилении мер безопасности на транспорте, принятое 2 февраля, похоже, безнадежно утонуло в болоте межведомственных склок. Минтранс выступил против предложений ФСБ о проверках и паспортном контроле за пассажирами междугородних автобусов и пока отстаивает свою ведомственную позицию вполне успешно. Причина неуступчивости транспортного ведомства заключается в опасениях чиновников потерять контроль над доходами от объектов транспортной инфраструктуры и строительства.

Сразу после январского теракта в «Домодедово» Дмитрий Медведев заявил о необходимости повысить меры безопасности на общественном транспорте. Ведомства тогда отреагировали оперативно. Всего неделю спустя правительство России подготовило перечень мер для внесения поправок в уже существующий Закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Однако на том все и застопорилось. Вскоре стало понятно, что Минтранс предлагаемыми мерами очень недоволен и осуществлять их не собирается. 29 и 30 марта глава Минтранса Игорь Левитин отправил в правительство письма, в которых прямо говорится, что ведомство не согласно с предложениями, разработанными ФСБ.

Что же не понравилось транспортникам настолько, что они решились на открытую фронду, откладывая под сукно выполнение поручения президента? Как выяснилось, они категорически возражают против использования спецслужбами практики применения «муляжей», с помощью которой выясняется эффективность работы служб безопасности вокзалов и аэропортов. Это немудрено, ибо, как показала практика, результаты проверок удручающие. Помимо этого Минтранс выступил против предложения продавать билеты на междугородние автобусы по паспорту.

Не устроили Игоря Левитина и предложения ФСБ о проверках исполнения его ведомством законодательства о безопасности, контроле за строительством вокзалов и аэропортов, а также о выборочных проверках автотранспорта милицией и Ространснадзором. Также возражают чиновники транспортного ведомства и против досмотра пассажиров и их багажа – по их мнению, этим должны заниматься специальные подразделения транспортной безопасности.

В итоге задача усиления защиты граждан от угрозы терроризма забуксовала в ворохе бумаг и межведомственных склок. Все попытки решить этот вопрос оперативно безнадежно тонут в трясине бюрократического аппарата транспортного ведомства. Не помогла и памятная всем личная поездка Дмитрия Медведева на Киевский вокзал, когда выяснилось, что даже такой важный и многолюдный транспортный узел столицы практически не охраняется и любой желающий может внести туда и вынести оттуда все что пожелает.

Между тем, как выясняется, у борьбы Минтранса с ФСБ есть не только ведомственная, но и куда более серьезная подоплека – контроль за распределением финансовых потоков. Идея главы Минтранса заключается в том, чтобы создать собственный центр безопасности на транспорте, который был бы подотчетен лишь самому Минтрансу. Спрашивается, зачем это нужно транспортникам и с чего вдруг они решили брать на себя явно не свои функции? Причины несложно понять, если вспомнить о том, что на заседании правительства страны в феврале текущего года было принято решение потратить в 2012–2014 гг. на безопасность на транспорте более 50 млрд. рублей. Деньги более чем реальные. Зачем отдавать их спецслужбам, если можно освоить самим?

Кто будет контролировать их расходование на приобретение технических систем и устройств мониторинга, получает доступ к весьма интересным финансовым рычагам. К тому же кому бы не улыбнулась заманчивая возможность получить под свое начало вполне реальную и полностью подконтрольную спецслужбу с довольно широкими полномочиями? Когда на кону стоят такие деньги и возможности, вопросы обеспечения безопасности для чиновников перестают быть приоритетными. Ну, жили без всех этих мер безопасности сколько, поживем еще! Не до грибов…

Получается, что наверху могут приниматься любые – умные, жесткие, оперативные – решения, но пока Минтранс и ФСБ не согласуют свои ведомственные позиции, какая-либо реальная борьба за безопасность на российском транспорте останется лишь декларацией с экранов ТВ.

Еще хуже то, что подобные межведомственные конфликты ставят под удар всю государственную политику, направленную на защиту населения страны от угрозы терроризма. Как долго руководство Минтранса в угоду своим ведомственным интересам будет ставить ей палки в колеса – неизвестно, однако первый тревожный звонок для министра транспорта уже прозвенел. Генеральная прокуратура РФ провела проверку вокзалов, автостанций и аэропортов и установила, что эти транспортные узлы представляют собой настоящий проходной двор. В том числе и для террористов.

«Проверки показали, что Минтранс России не в полной мере осуществляет возложенные на него функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения транспортной безопасности», – говорится в сообщении ведомства. По мнению Генпрокуратуры, именно Минтранс является главным тормозом в наведении порядка в этой сфере: из-за того, что ведомство Левитина до сих пор не утвердило конкретные требования по обеспечению безопасности, силовые органы не могут даже полностью оценить уязвимость этих объектов.

В марте Генпрокуратура направила в Минтранс предложение как можно быстрее завершить эту работу. Однако и это письмо вошло в воду без брызг. Так что даже круги в ведомственном болоте не разошлись. И все снова тихо.

Тихо, по всей видимости, до тех пор, пока очередное ЧП не заставит всех задаться вопросом: почему же мы не делаем никаких выводов из собственного печального опыта? И что же реально со времен последней трагедии предпринял Минтранс во главе с господином Левитиным, который сделал заложниками своей же «принципиальной» позиции всех, кто пользуется вокзалами, станциями, аэропортами, поездами, автобусами и самолетами?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram