Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 30(220) от 05.08.2010

Кому охранять стратегические объекты?

, 16:37 , Обозреватель отдела Наука

Пламя лесных пожаров вплотную подошло к сердцу российского атомного проекта – г. Сарову. Президент Дм. Медведев срочно прервал отпуск в Сочи и прилетел в Москву. В среду в столице прошло расширенное совещание Совбеза по защите от пожаров особо важных и сложных объектов.

Как решения Совбеза защитят Саров – непонятно. Но стратегическим объектам угрожает не только пламя.  В пятницу, по данным «АН», президент подпишет указ о новой структуре МВД. Указ подготовлен в недрах самого министерства. Согласно ему, упразднятся несколько оперативных департаментов, зато неизменной остается тыловая и прочая составляющая. К чему приведет нынешняя реформа, созревшая в недрах самого ведомства, корреспондент «АН» Александр Чуйков спросил бывшего руководителя российского отделения Интерпола в России, советника председателя Конституционного суда, генерал-майора милиции в отставке Владимира Овчинского.

- Укрепит ли реформа безопасность? Согласно реформе, упраздняется Департамент режимных объектов и закрытых городов. Сокращаются управления по борьбе с экономическими преступлениями, а управления по налоговым преступлениям упраздняются. Что будет с самим департаментом – ДЭБ МВД – пока неизвестно. Ликвидируется и Департамент обеспечения правопорядка на транспорте – знаменитая транспортная милиция. Ранее впрягли «коня и трепетную лань» в одну телегу – вместо Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом создали Департамент по противодействию экстремизму. И туда же запихнули охрану свидетелей.

В стране взрывают поезда, гидроэлектростанции, на Кавказе разгул терроризма – а мы эти подразделения реформируем, читай – сокращаем. А террористы поймут наше благородство и тоже свернут свою деятельность?!

Финансист – он и в МВД финансист

– Но штаты МВД раздуты просто неприлично…

– Сокращения действительно были необходимы. Президент Дм. Медведев справедливо указал на возможность сокращения как минимум двух департаментов. Для этого лучше всего подходят управленческие, обеспечивающие департаменты. А сокращают – оперативные. У вас идет война, а вы выводите воюющие войска с поля боя, зато оставляете тыловиков, финансистов, кадровиков, правовиков. Чем закончится такое мероприятие, понятно – будете кормить чужую армию. То же самое и здесь. Идет война с преступностью, с терроризмом, а руководство МВД разгоняет профессиональные кадры.

Таких реформ я не понимаю и не приемлю. Голова не может быть больше туловища, рук и ног.

– Управленческие кадры действительно так раздуты?

– Когда я пришел работать в МВД СССР, на 300 миллионов населения и 15 союзных республик мы имели финансовое управление численностью человек в 35. Сейчас финансовый департамент в сотни человек во главе с женщиной генерал-лейтенантом и бухгалтерами с погонами полковника. Разработана такая структура МВД, где численность Департамента уголовного розыска и Департамента экономической безопасности в три раза меньше совокупной численности административного, оргинспекторского, кадрового, тылового, финансового, правового департаментов. Сокращают тех, кто реально обеспечивает безопасность страны.

Потемкинские деревни милицейской статистики

– Есть конкретные предложения по реформированию МВД?

Для того чтобы понять кого, как, насколько сократить – надо иметь объективную картину того, что творится в стране. Такой картины нет ни у руководства МВД, ни у руководства страны, которому докладывают официальные данные. Реформировать вначале необходимо схему создания уголовной статистики. Руководство МВД постоянно докладывает наверх и народу, что преступность у нас падает. Значит, можно сокращать и личный состав. Но сокращения преступности во время кризиса быть не может. Во время снижения зарплат, роста безработицы, числа алкоголиков и наркоманов преступность падать не может.

Как создается успокаивающая статистика? За 6 месяцев текущего года зарегистрировано 11,8 миллиона заявлений и сообщений о криминальных происшествиях. Это на 5 процентов больше, чем за аналогичный период 2009 года. Возбудили же уголовных дел чуть больше 1 миллиона. На 10 процентов меньше, чем в прошлом году. Отказано в возбуждении дел – почти 3 миллиона. На 8 процентов больше, чем за 6 месяцев 2009 года. Прокуратура выносит постановления о неправомочности отказа в возбуждении – на нее часто не обращают внимания. То есть при любой возможности уголовные дела не заводятся или закрываются. Так делается красивая статистика.

– Кто виноват – понятно. А что делать?

– Полностью реформировать систему оформления подачи заявления. У нас как – приходит человек, ему дают листок и говорят – пиши в произвольной форме. Потом в лучшем случае дают отрывной талон о приеме заявления. Многие заявления просто прячут в стол. В Европе совершенно другая система. Есть формализованные бланки установленного образца, в которых заявитель указывает всю необходимую информацию. Она сразу заносится в единую информационную базу данных. Потом в базе отмечаются все необходимые действия, которые были сделаны по делу. Все абсолютно прозрачно. Не подделаешь, не исказишь.

Такая система стоит копейки, но никто ее делать не будет. Потому что нужна не точная, а управляемая статистика. Если будет введен аналог европейской – цифры статистики будут совершенно иными.

В конце 90-х годов мы проводили независимые исследования, которые показывали, что реальное число преступлений у нас в 6–8 раз выше зарегистрированных. Думаю, что сейчас картина вряд ли изменилась в лучшую сторону.

«Закрытые» города с дверями настежь

– Если провести реальный анализ числа преступлений, совершаемых в России, то штаты надо увеличивать, а не сокращать?

– Нет, конечно, сокращать. Но не так бездумно, как это делается сейчас.

Возьмем Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах (ДРО МВД РФ). Он обеспечивал защиту и охрану закона в так называемых закрытых городах. На минутку – там объекты Атоммаша, секретные институты и базы хранения самого разного оружия. Теперь на этих «объектах» за все отвечают управления местных УВД. А они даже не имеют допуска к режиму секретности на этих объектах. Плюс разные системы защиты, подбора кадров, разные системы оповещения, централизованный контроль по всей стране. Когда мы передаем это на места, то теряется централизованная система особой защиты. Некоторых закрытых городов вообще нет на карте. В законе сорок пять городов есть, а на картах многих нет. А некоторые находятся на границах разных областей – какая тут территориальная привязка.

Все профессионалы были категорически против этого решения. На совете ветеранов МВД в присутствии представителей руководства министерства все генералы, которые работали в этом департаменте, заявили: «Нельзя расформировывать департамент – уничтожите систему безопасности страны». Но «оптимизация» численности личного состава оказалась важнее безопасности людей.

Коммерсанты, которые сейчас владеют объектами энергетики, вместо профессионалов либо формируют свою охрану, либо заключают договор с вневедомственной охраной. Снижают производственные издержки. Но новая система не может принять такие объекты, как, например, взорванная террористами Баксанская ГЭС в Кабардино-Балкарии.

Вневедомственная охрана просто не готова их охранять. Так зачем уничтожать систему, которая могла защищать подобные объекты?

А что будет с транспортной милицией? Она же вроде не сокращается?

– Все последние десятилетия в стране действовала стройная система обеспечения охраны правопорядка на всех видах транспорта: железнодорожном, морском, речном, авиационном. Централизованное оповещение, перехват преступников, взаимозаменяемость, сопровождение транспортных средств. Зачем менять работающую нормальную систему на непонятно что?

Теперь вместо 20 линейных отделений создают 8 управлений по федеральным округам. Как они будут взаимодействовать в новых границах – пока не ясно. И сколько времени потребуется на отладку новой структуры. Слава богу, хватило ума пока оставить централизованную структуру руководства транспортной милицией. Но была идея все отдать территориальным органам.

Руководство МВД заявляет – такую реформу диктует закон о транспортной безопасности. Мол, за все теперь должен отвечать Минтранс. Но это, мягко скажем, подмена понятий. Транспортная безопасность – состояние путей, дорог, техники – за это действительно отвечает Минтранс. Но обеспечение общественного порядка и борьба с преступностью – это ответственность МВД. Транспортная милиция – это одна из важнейших структур, которая обеспечивает безопасность России.

– Организованная преступность – тоже угроза безопасности страны, однако Департамент по борьбе с ней и терроризмом просто разогнали...

– С организованной преступностью, конечно, до сих борются. Но организация этой работы отброшена на 22 года назад, к тому периоду, когда в стране не было спецподразделений по борьбе с оргпреступностью. Функции борьбы с оргпреступностью сейчас разделены между уголовным розыском и подразделениями по борьбе с экономической преступностью. Но ведь оргпреступность – явление универсальное. Сегодня ОПГ занимается бандитизмом, завтра – отмывает деньги. Ссылки на то, что УБОПы стали сами криминализованными, тоже не выдерживают критики. По такой логике надо ликвидировать и должности мэров или губернаторов, ведь они во многих местах тоже стали криминализоваться.

– То есть реформа уже сама нуждается в реформировании...

– Коллективную ответственность за эту «реформу» несет все руководство МВД. Как бы не получилось так, что через несколько лет, когда ее последствия станут очевидны, не пришлось бы восстанавливать то, что сегодня разрушено.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram