Евреи издавна считались людьми предприимчивыми. Оправдывая репутацию и сегодня, они охотно объединяются во всевозможные сообщества. В российских регионах существует множество газет и журналов, выпускаемых еврейскими общинами, регулярно проводятся культурные встречи и семинары. А вот скупость и прижимистость, так часто приписываемые этому народу, существуют все больше в анекдотах. Евреи много занимаются благотворительностью. Просто она у них со своим – национальным – оттенком. О щедрости, единении и еврейских традициях председатель Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге побеседовала с Евгенией МИХАЛЕВОЙ – генеральным директором Федеральной еврейской национально-культурной автономии.
-Евгения, поговаривают, что внутри ФЕНКА существует несколько не характерное для еврейского движения несогласие внутри себя.
– Серьезных разногласий у нас нет. Хотя несогласие – это неплохо. Ведь когда много разных точек зрения, где-то в промежутке рождается истина. Обращаясь же к теме национально-культурной автономии, хочется объяснить, что НКА – это структура, предоставляющая любой национальной общине возможность построить диалог с государством и привнести профессиональные знания в некоммерческие культурные организации. Еще одно направление деятельности – налаживание сотрудничества между разными национальными группами, которое в свою очередь позволяет развивать идеи толерантности. И также это – помощь национальной общине. Будь это еврейское, курдское, азербайджанское или какое-либо другое объединение. Кроме этого НКА – отличный инструмент сбора средств – фандрайзинга.
– Прагматичный взгляд на федеральную национально-культурную автономию. Но зачем нужна такая прослойка между людьми и властью? Ведь проблемы, возникающие у граждан в повседневной жизни, должны решаться через обычные наднациональные государственные структуры. Какие проблемы можно решать через автономию?
– Если у национально-культурных организаций возникают проблемы, они могут обращаться к нам. Наша автономия как официально признанный посредник сумеет поспособствовать налаживанию диалога как с госучреждениями в Москве, так и с соответственными ведомствами в регионах. На Форуме по взаимодействию НКА и органов государственной власти РФ, который мы проводили в Казани вместе с Министерством регионального развития РФ, как раз обсуждалось, что может дать автономиям государство и что могут дать государству автономии. Поднималась очень важная сейчас тема государственного фандрайзинга. Существует довольно много официальных структур, которые готовы поддерживать различные проекты национальных общин. Но диалог по этому вопросу прерываться не должен. Фандрайзинг – вещь постоянная! Для национально-культурных автономий он должен быть поставлен на регулярную основу, как на Западе. Я знаю, о чем говорю, потому что достаточно серьезно изучала опыт наших коллег в Европе и в Штатах. В России занимаются фандрайзингом, когда жареный петух клюнет. Клюнул – побежали искать деньги. Средства найдены – все, расслабились. А ведь для повышения престижа преподавания и изучения национальных языков, традиций и культуры нужна постоянная поддержка со стороны государства, которое тоже должно понимать, что за это оно получит бонусы. Возвращаясь к теме Форума, могу сказать, что в числе прочих обсуждались вопросы трудовой миграции. Если, например, у евреев проблема миграции не такая большая, как у кого-то…
– Это сейчас! Когда все, кто хотел, уехали.
– Ну, по данным некоторых еврейских организаций, в одной только Москве проживает 250 тысяч евреев. Эта цифра сохраняется уже на протяжении многих лет. Кто-то уезжает, кто-то возвращается обратно или приезжает из других регионов. Есть и те, кто просто молчал о своей национальности, а потом решил признаться. Так что наше количество не сильно сократилось. Точнее, сократилось, но не так фатально, как думают или хотели бы некоторые.
– Евгения, расскажите о проектах, которые связаны с возрождением семейных традиций.
– Фактором, объединившим всех участников одного из проектов нашей организации – «Е‑клуба», стала благотворительность, потому что участие в благотворительности повышает духовный уровень и дает человеку возможность самосовершенствоваться.
– Но какая польза от того, что папа приходит и говорит: «Я получил зарплату, но мы тебе, ребенок, велосипед не купим. Потому что мы пойдем и отнесем эти деньги в фонд»?
– Вот тут-то и начинается воспитание. Родители и дети учатся объединяться, помогая другим людям. На воспитание это оказывает мощнейшее воздействие. Ребенок может понять, что сейчас важнее купить его заболевшему ровеснику специальный велосипед для передвижения, а потом и ему велосипед купят. Вообще в еврейской традиции не принято отдавать последнее и приносить ущерб своей семье. Но где-то можно немножко ужаться.
– То есть последнюю рубашку не снимают.
– Нет. Последняя рубашка традиционно снимается в случае, если человек не имеет семьи. А если есть семья, то в первую очередь он должен заботиться о ней. Семья – краеугольная ценность. На тех же семинарах, например, мы делаем коробочки для благотворительности. Такой ящичек стоит дома, и раз в неделю в него нужно кинуть монетку. Кидать может любой член семьи. Родители, дети, бабушки, дедушки. Можно подойти к коробочке и всем вместе пожертвовать. Если ребенок приучится помогать другим, это крепче свяжет его с народом.
– А что с этим ящичком потом делают?
– Кто-то относит в общину, кто-то – в конкретный детский дом. У нас это называется словом «цдака». Оно шире, чем понятие благотворительности. «Благотворительность» – это «творить какое-то благо». «Цдака» переводится как «справедливость». Это восстановление некоей справедливости в мире. Если мне сейчас хорошо, а кому-то плохо, я должен помочь тому, кому плохо. Кроме того, согласно еврейской традиции, получать должны обе стороны. Если бедному дают деньги, он тоже должен хотя бы тремя копейками с кем-то поделиться, чтобы не ощущать себя униженным. Испокон веков все были обязаны отдавать десятую часть своего дохода храму, тем, кто нуждается.
– Потом это перешло в христианскую традицию: десятина отдается церкви.
– Да, это очень древний обычай. Согласно еврейской традиции, нужно помогать людям не только потому, что тебе этого хочется. Раньше не было слова «хочу», было понятие «я должен». В ХХ веке люди об этом почему-то забыли, так вот мы сейчас им напоминаем.