Не дураки рулят дорогами

, 18:00

Не дураки рулят дорогами

Строительство олимпийских объектов в Сочи – настоящая  жила для «не дураков». Миллиарды рублей, выделенные на строительство не только самих спортивных объектов, но и на развитие инфраструктуры, растворяются бесследно. Как соль в воде или грузовой порт в Имеретинской бухте.

Темные ночи

Напомним, что 14 декабря 2009 г. сильный шторм разрушил гидротехнические сооружения почти построенного сочинского грузового порта. Его возводили в непосредственной близости от площадок, на которых уже высятся огромные ледовые дворцы и стадион, необходимые для проведения Олимпиады-2014. Через порт, который считался одним из важнейших олимпийских объектов, должно было переваливаться до 5 млн. тонн строительных материалов в год. Ведь для олимпийских строек только в 2010 г. необходимо доставить в Сочи свыше 18 млн. тонн грузов.

Строительство порта в устье реки Мзымта в равных долях по 6 млрд. руб. финансировалось холдингом «Базовый элемент» Олега Дерипаски и госбюджетом. «Базэл» отвечал за строительство причалов, государство же в лице ФГУП «Росморпорт» – молов, призванных защищать акваторию порта от штормов. Именно юго-западный и западный молы оказались разрушенными. В Минтрансе оценили ущерб в 500 млн. рублей. Независимые эксперты говорят, что ущерб превысил 60 млн. долларов. Но самое главное – погибли три человека.

Ход строительства олимпийской, в том числе и транспортной, инфраструктуры в Сочи постоянно подвергался критике первых лиц страны. Премьер В. Путин сетовал на то, что стоимость строительства объектов непомерно высока. А президент Дм. Медведев удивлялся забюрократизированности и непрозрачности системы принятия решений.

Портрет в интерьере

Когда в декабре грузовой порт буквально смыло, в Сочи срочно прибыл замминистра транспорта РФ Виктор Олерский. А это одна из самых интересных фигур в руководстве одного из самых финансовоемких федеральных ведомств. Например, его никак не задело цунами, смывшее грузовой порт. Несмотря на то что в Минтрансе выстроена четкая цепочка ответственности за участки работы, круг обязанностей замминистра Олерского определен достаточно расплывчато. Как сформулировал после назначения сам В. Олерский, он отвечает за федеральную политику «в области морского и речного транспорта и связанные с этими отраслями федеральные целевые программы». Исходя из его биографии – это было предсказуемо.

История одного уголовного дела

В декабре 2009 – январе 2010 гг. территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ФС ФБН) была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Новороссийского филиала ФГУП «Росморпорт».

Директором с правом первой подписи в филиале служил и служит некий Олег Бойченко. Подчиняется этот филиал ФГУП «Росморпорту», где поныне директорствует Игорь Русу. Во всяком случае, именно так сообщает официальный сайт «Росморпорта». А Новороссийский филиал и занимается всеми вопросами, связанными с постройкой и эксплуатацией олимпийского объекта «грузовой порт в устье реки Мзымта с дальнейшим перепрофилированием в инфраструктуру яхтинга». Который смыт бурным Черным морем.

Изложить все сорок страниц акта проверки ФС ФБН в рамках одной публикации невозможно. Остановимся на самых ярких моментах. Например: проверкой было установлено, в воду погружались трубы с пометкой «бывшие в употреблении», а «стоимость одного погонного метра трубы в ценах 2001 года была учтена как новая» (Акт проверки, стр. 29). И таких якобы «новых» труб – почти на каждой странице.

А еще – завышение стоимости различных материалов, «неправильный» щебень и прочие маленькие строительные хитрости, приносящие колоссальные убытки госбюджету.

Вот так и строили – не тот щебень, не те трубы и прочее, прочее. А 14 декабря прошлого года налетели стихия, шторм, цунами, ураган, тайфун и, видимо, инопланетяне в придачу. Погибли люди, техника, и был смыт почти построенный порт. Комиссия, созданная Федеральным агентством морского и речного транспорта РФ, решила – виновата стихия, но не строители.

Акт проверки говорит о другом – если бы все строили, как положено, порт бы стоял по сей день. Достроить его, конечно, достроят. Но во сколько это теперь обойдется бюджету?

В акте проверки Росфиннадзора сказано прямо: «Проведенной проверкой выявлены следующие нарушения на сумму 1 228 627 590,37 рубля». 

Директор Новороссийского филиала «Росморпорт» Олег Бойченко практически на каждой странице начертал: «С возражениями». Еще бы, подписать «согласен» –означает виновен!

По данным СМИ, все собранные материалы – Росфиннадзор передал в краевые правоохранительные органы. По процитированному – основному – и дополнительному актам проверки Росфиннадзора Азово-Черноморское УВД возбудило уголовное дело в отношении руководства Новороссийского филиала ФГУП «Росморпорт» по статьям «Мошенничество» и «Злоупотребление полномочиями».

Пока никаких выводов в отношении курировавших олимпийский проект чиновников из Минтранса официально сделано не было. Но поверить в то, что профессионал своего дела В. Олерский не видел злоупотреблений при возведении грузового порта, сложно. В вопросах, касающихся престижа страны, спрос должен быть по высшему разряду.

Справка «АН»

Виктор Олерский родился 26 апреля 1965 г. в Лиепае Латвийской ССР. С 1991 по 1994 г. – начальник агентского отдела, заместитель директора, с 1994 г. – гендиректор компании «Инфотек Балтика». В 2000 г. вошел в совет директоров Волжского пароходства, с 2003‑го – председатель совета директоров Северо-Западного пароходства. В августе прошлого года Олерский был назначен новым заместителем министра транспорта РФ. По его словам, он освободил руково­ящие посты в бизнесе и вышел из бельгийского подданства.  

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события - Яндекс Новости

В мире

Глава военной разведки Украины Буданов надеется на обмен плененных под Харьковом американцев на «нужных России» людей

Аргументы НеделиАвторы АН

Аргументы НеделиИнтервью

Политика

Политика

Политика

Китай поддержит Афганистан после землетрясения, направив гуманитарную помощь на сумму 7,5 миллиона долларов

Правительство Китая приняло решение направить пострадавшему от сильного землетрясения Афганистану гуманитарную помощь на сумму 50 миллионов юаней, в том числе палатки, одеяла, раскладушки и другие предметы первой необходимости, в которых экстренно нуждаются пострадавшие от стихийного бедствия люди. Об этом заявил в субботу официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь.

Политика

Политика

Происшествия

Политика