Строительство олимпийских объектов в Сочи – настоящая жила для «не дураков». Миллиарды рублей, выделенные на строительство не только самих спортивных объектов, но и на развитие инфраструктуры, растворяются бесследно. Как соль в воде или грузовой порт в Имеретинской бухте.
Темные ночи
Напомним, что 14 декабря 2009 г. сильный шторм разрушил гидротехнические сооружения почти построенного сочинского грузового порта. Его возводили в непосредственной близости от площадок, на которых уже высятся огромные ледовые дворцы и стадион, необходимые для проведения Олимпиады-2014. Через порт, который считался одним из важнейших олимпийских объектов, должно было переваливаться до 5 млн. тонн строительных материалов в год. Ведь для олимпийских строек только в 2010 г. необходимо доставить в Сочи свыше 18 млн. тонн грузов.
Строительство порта в устье реки Мзымта в равных долях по 6 млрд. руб. финансировалось холдингом «Базовый элемент» Олега Дерипаски и госбюджетом. «Базэл» отвечал за строительство причалов, государство же в лице ФГУП «Росморпорт» – молов, призванных защищать акваторию порта от штормов. Именно юго-западный и западный молы оказались разрушенными. В Минтрансе оценили ущерб в 500 млн. рублей. Независимые эксперты говорят, что ущерб превысил 60 млн. долларов. Но самое главное – погибли три человека.
Ход строительства олимпийской, в том числе и транспортной, инфраструктуры в Сочи постоянно подвергался критике первых лиц страны. Премьер В. Путин сетовал на то, что стоимость строительства объектов непомерно высока. А президент Дм. Медведев удивлялся забюрократизированности и непрозрачности системы принятия решений.
Портрет в интерьере
Когда в декабре грузовой порт буквально смыло, в Сочи срочно прибыл замминистра транспорта РФ Виктор Олерский. А это одна из самых интересных фигур в руководстве одного из самых финансовоемких федеральных ведомств. Например, его никак не задело цунами, смывшее грузовой порт. Несмотря на то что в Минтрансе выстроена четкая цепочка ответственности за участки работы, круг обязанностей замминистра Олерского определен достаточно расплывчато. Как сформулировал после назначения сам В. Олерский, он отвечает за федеральную политику «в области морского и речного транспорта и связанные с этими отраслями федеральные целевые программы». Исходя из его биографии – это было предсказуемо.
История одного уголовного дела
В декабре 2009 – январе 2010 гг. территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ФС ФБН) была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Новороссийского филиала ФГУП «Росморпорт».
Директором с правом первой подписи в филиале служил и служит некий Олег Бойченко. Подчиняется этот филиал ФГУП «Росморпорту», где поныне директорствует Игорь Русу. Во всяком случае, именно так сообщает официальный сайт «Росморпорта». А Новороссийский филиал и занимается всеми вопросами, связанными с постройкой и эксплуатацией олимпийского объекта «грузовой порт в устье реки Мзымта с дальнейшим перепрофилированием в инфраструктуру яхтинга». Который смыт бурным Черным морем.
Изложить все сорок страниц акта проверки ФС ФБН в рамках одной публикации невозможно. Остановимся на самых ярких моментах. Например: проверкой было установлено, в воду погружались трубы с пометкой «бывшие в употреблении», а «стоимость одного погонного метра трубы в ценах 2001 года была учтена как новая» (Акт проверки, стр. 29). И таких якобы «новых» труб – почти на каждой странице.
А еще – завышение стоимости различных материалов, «неправильный» щебень и прочие маленькие строительные хитрости, приносящие колоссальные убытки госбюджету.
Вот так и строили – не тот щебень, не те трубы и прочее, прочее. А 14 декабря прошлого года налетели стихия, шторм, цунами, ураган, тайфун и, видимо, инопланетяне в придачу. Погибли люди, техника, и был смыт почти построенный порт. Комиссия, созданная Федеральным агентством морского и речного транспорта РФ, решила – виновата стихия, но не строители.
Акт проверки говорит о другом – если бы все строили, как положено, порт бы стоял по сей день. Достроить его, конечно, достроят. Но во сколько это теперь обойдется бюджету?
В акте проверки Росфиннадзора сказано прямо: «Проведенной проверкой выявлены следующие нарушения на сумму 1 228 627 590,37 рубля».
Директор Новороссийского филиала «Росморпорт» Олег Бойченко практически на каждой странице начертал: «С возражениями». Еще бы, подписать «согласен» –означает виновен!
По данным СМИ, все собранные материалы – Росфиннадзор передал в краевые правоохранительные органы. По процитированному – основному – и дополнительному актам проверки Росфиннадзора Азово-Черноморское УВД возбудило уголовное дело в отношении руководства Новороссийского филиала ФГУП «Росморпорт» по статьям «Мошенничество» и «Злоупотребление полномочиями».
Пока никаких выводов в отношении курировавших олимпийский проект чиновников из Минтранса официально сделано не было. Но поверить в то, что профессионал своего дела В. Олерский не видел злоупотреблений при возведении грузового порта, сложно. В вопросах, касающихся престижа страны, спрос должен быть по высшему разряду.
Справка «АН»
Виктор Олерский родился 26 апреля 1965 г. в Лиепае Латвийской ССР. С 1991 по 1994 г. – начальник агентского отдела, заместитель директора, с 1994 г. – гендиректор компании «Инфотек Балтика». В 2000 г. вошел в совет директоров Волжского пароходства, с 2003‑го – председатель совета директоров Северо-Западного пароходства. В августе прошлого года Олерский был назначен новым заместителем министра транспорта РФ. По его словам, он освободил руковоящие посты в бизнесе и вышел из бельгийского подданства.