Действующей на настоящий момент концепции государственной национальной политики РФ без малого 15 лет. Логично ожидать изменений в документе. Разговоры об этом идут уже более пяти лет, но реальных шагов не предпринимается. В этом году к субъектам, которые имеют свои региональные концепции, присоединяется Москва. Первого июня 2010 г. правительство Москвы рассмотрело «Концепцию реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений г. Москвы». «НА» встретился с главным идеологом этого документа, председателем Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Михаилом СОЛОМЕНЦЕВЫМ.
- Московская концепция появилась на свет, не дожидаясь обновления федеральной. С чем это связано?
– Мы понимаем, что рано или поздно будет принят общероссийский документ, но Москва ждать не может. Нашему городу он нужен сейчас. Даже вчера.
Отдельные программы в различных сферах жизни были и раньше. Но не хватало некоей доктрины, программного документа, который бы сводил воедино разные элементы межэтнической политики в городе. Такой доктриной стала наша Концепция. При создании этого труда мы основывались на Конституции РФ, правах и свободах, которые она гарантирует гражданам. Что-то брали из Концепции 1996 года. Поэтому никаких противоречий с федеральной политикой нет.
– Каковы основные принципы разработанного вами документа?
– Первый и основной из них – интеграционный. Давно сложилась и существует общность «москвичи», которая состоит из представителей многих народов. Крайне важно разработать механизмы включения вновь прибывающих в столицу людей в единое городское культурное, образовательное и психологическое пространство.
Второй важный принцип – интернационализм. Каждый москвич вне зависимости от национальности должен понимать, что он член большой, единой, эффективной команды, которая в целом нацелена на то, чтобы наша столица становилась сильнее, мощнее, лучше.
Отдельно в Концепции прописан русский базис московского общества. Изначально столичное пространство основано на русских традициях: более 84% населения города – русские. Представители других народов, которые живут здесь, должны следовать обычаям, которые складывались столетиями на основе русской культуры.
– В столице сейчас живут и работают много мигрантов из бывших союзных республик. Отношение большинства москвичей к ним крайне неоднозначное…
– Важно понимать, что, с одной стороны, привлечение иностранной рабочей силы мегаполису необходимо. Но с другой – ее количество и качество должны обязательно регулироваться.
На данный момент предприятиям Москвы нужно примерно 200 тысяч гастарбайтеров в год. А проживает их в столице, по самым скромным подсчетам, около 1 миллиона 800 тысяч: более 10% от числа всего населения. У многих из них нет постоянной работы. В результате в городе растет уровень преступности. По статистике, более 50% правонарушений в Москве совершают приезжие. Естественно, такая ситуация раздражает москвичей.
Чтобы избежать дальнейшего накала обстановки, нужно, во-первых, обеспечить права тех, кого город официально привлекает для работы. А во-вторых, ужесточить контроль за незаконной миграцией. А для этого нужно менять законодательство.
– Вы говорите, что 200 тысяч рабочих нужны ежегодно, а куда их размещать? Ведь город и так переполнен…
– Давайте смотреть правде в глаза. Эти люди уже здесь. Основная проблема в том, что работодатель не несет за них никакой ответственности. Если мы полностью пропишем схему ответственности предпринимателей за привлекаемую рабочую силу, ситуация неизбежно изменится. В этом направлении сделать нужно и можно многое. Например, поменять схему налогообложения. Привлекаешь высококвалифицированного специалиста из-за рубежа – платишь за него небольшой налог. Нанимаешь рядового рабочего – платишь больше.
А приезжать в город люди будут все равно. Это судьба всех мегаполисов. Сейчас плотность населения в Москве – 15 тысяч человек на 1 квадратный километр.
Такая высокая концентрация возникает не только за счет миграции. Хорошая новость: в Москве повысился естественный прирост населения, каждый год рождается более 100 тысяч малышей.
– Кто эти новорожденные? Говорят, в младших классах московских школ – одни дети мигрантов.
– Это эмоции. Вся Москва в принципе состоит из мигрантов. Москвичей хотя бы в третьем поколении очень мало. Я считаю москвичами тех, кто живет в городе, работает и отдает ему себя. А этническая палитра любого мегаполиса с каждым годом становится все пестрее. Это нормально. Главное – упорядочить процесс и воспитать в себе и детях чувство интернационализма и толерантности.
– Предусмотрено ли внедрение каких-либо адаптационных программ для вновь прибывших в город?
– В виде закона такой документ принять не позволяет действующее законодательство, но в качестве рекомендации – обязательно нужно разработать некий свод правил, памятку для мигрантов. С этим согласны даже представители национальных диаспор. Люди, особенно молодые, приезжая в наш город, теряются. Они не знают, как правильно себя вести, чтобы влиться в среду. В итоге делают глупости.
– Многие мегаполисы мира страдают от национальных «анклавов»: есть китайские, индусские и прочие кварталы, в дела которых даже полицейские предпочитают не вмешиваться. Что делается в Москве, чтобы избежать этого?
– Позиция правительства Москвы в этом вопросе очень жесткая. Мы «анклавов» не допустим. И их в городе действительно нет. Но зоны, где представители той или иной народности селятся наиболее плотно, есть. Например, вокруг рынков. Решение – полное избавление от рынков в пользу цивилизованных торговых центров. В качестве иллюстрации могу привести пример Черкизона. Вокруг него существовала реальная национальная напряженность. Сейчас рынка нет, нет и проблемы.
– Когда будут разработаны конкретные инструменты на основании предложенной Концепции?
– В этом году заканчивается действие программы «Москва – столица многонациональной России». В следующем – принимаем новую, уже на базе этой концепции. Это очень серьезный документ, который подразумевает мероприятия в разных сферах: культура, искусство, социальная политика, образование и т.д. Параллельно мы будем разрабатывать отдельные программы по каждой сфере. Например, хотим вывести на новый уровень процесс интернационального воспитания. Такая работа должна идти непрерывно – с детского сада до старших классов. Мы разные, и в этом наша сила. Только единая нация побеждает, этому и нужно учить в школе.