Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 24(214) от 24.06.2010

МФЮА: Каждому таланту – место под солнцем

, 17:28

Как пережить ЕГЭ, может ли студент носить ирокез и быть хулиганом, куда пойти учиться, чтобы затем прийти во власть? На эти и другие вопросы «АН» отвечает ректор Московской финансово-юридической академии, доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ Алексей ЗАБЕЛИН.

ЕГЭ – «собиратель земель»

– В этом году выпускники школ снова сдают Единый государственный экзамен, который был «обкатан» в прошлом году. Преподаватели школ и вузов расценивают его по-разному. А каковы положительные и отрицательные стороны ЕГЭ, на ваш взгляд?

– К числу положительных я бы отнес появление объективных критериев оценки качества работы и знаний в первую очередь учителя. Именно он готовит своих учеников к сдаче ЕГЭ. Готовит, как может и как умеет. И, на мой взгляд, из-за этого и идет неприятие ЕГЭ со стороны части учительского корпуса. Результатом труда учителя является ученик, и этот результат измеряется по всей стране на прозрачных, понятных всем принципах. Второй положительный момент – сохраняется единое образовательное пространство по всей стране. Не должно быть тульского, рязанского, отдельного мордовского образования – должно быть единое, российское. И единые критерии знаний. Для выпускника – это благо, так как он учится по одним правилам и вузы обязаны принимать этого выпускника, если он соответствует четким образовательным критериям. Отличник – значит отличник. Не важно, кто у него родители, какое у него материальное положение. Он может поступить даже в самый престижный вуз, о котором ранее и мечтать не смел, сделать блестящую карьеру и стать, например, министром.

Замечу также – в прошлом году была определенная неготовность вузов к наплыву абитуриентов. Теперь же, после внесения соответствующих корректив, эта проблема в целом решена. Вузы сегодня больше ориентированы на интересы студента. Они подготовились и нормально воспринимают ситуацию. Активного неприятия в ректорском корпусе я не вижу.

– Сколько абитуриентов пришло в Академию после сдачи экзаменов в прошлый набор? Многие из них подавали заявления в разные вузы и потом выбирали не тот, что по душе, а тот, куда прошли.

– На наши факультеты в количественном отношении пришел студент более мотивированный и более подготовленный. Мы видим в этом еще и более высокую, чем раньше, мотивацию выпускников школы, которые четко знают, куда и зачем идут. И это очень важно.

Коррупция сойдет на нет?

– В прошлом году много говорилось о злоупотреблениях при сдаче ЕГЭ. Изменилась ли ситуация?

– Систему, которую создал Рособрнадзор, я считаю абсолютно защищенной. Мы же видим, какие прекрасные выпускники к нам приходят, особенно из провинции. Конечно, есть критики любых начинаний, есть отдельные недостатки. Но это не проблема введения ЕГЭ, это проблема коррупционной составляющей на местах. Коррупция не выросла, а значительно уменьшилась. Но при этом стала более заметной, особенно в национальных республиках. Раньше на глазах всего класса преподаватель в течение многих лет ставил двоечнику пятерки. Это растлевало не только ученика, но и весь класс, всю школу. Все пропитывались неверием в справедливость, все понимали лживость этой политики. А ЕГЭ – прежде всего шанс для молодежи поверить в справедливость. Если ученик отлично учится и даже если он немного хулиган, все равно сможет поступить в вуз.

Вы знаете, я наблюдал в школах очень многих талантливых ребят, родители которых не нравились учителю, а может быть, и сам ученик не нравился. И он всегда был двоечником или получал отрицательные отзывы по поведению. А теперь, при объективной оценке ЕГЭ, такие вот личностные факторы не имеют значения.

Тем не менее некоторые аспекты ЕГЭ имеет смысл реформировать. Во всем мире итоговые государственные экзамены проводят общественные организации (ОО), которым государство дает такое право. Чиновники только надзирают, как ОО проводят аттестацию. Процедура становится более открытой, понятной для общества и более независимой. Я считаю, что привлечение общественных организаций к любой аттестации пошло бы на пользу ЕГЭ и другим процедурам оценки. Есть опыт саморегулируемых организаций (СРО) – профессиональные сообщества отвечают за качество работы каждой входящей в ее состав организации. Отвечают деньгами, своим авторитетом. И это – один из путей нашего дальнейшего развития.

Таланты с «непримерным поведением»

– Президент России Дмитрий Медведев огромное значение придает инновациям, в том числе и в образовательном процессе. Какие инновационные методы разрабатываются в МФЮА?

– Мы берем все лучшее, что появляется в мировой образовательной сфере, и применяем в нашей Академии. Внедряем новые деловые игры и модели. Наша задача – найти правильное соотношение между традиционной российской высшей школой и новыми зарубежными и отечественными тенденциями. Мы оптимизируем учебный процесс с учетом развития информационных технологий, начиная от подготовки расписания занятий и заканчивая проверкой качества работы преподавателей.

Я считаю, что роль преподавателя в нашей стране должна быть определяющей. Из любого ученика или студента можно создать успешного молодого человека. Главное – найти к нему правильный подход, вдохновить и воодушевить. Бездарной, плохой молодежи не бывает! Это главное, на чем стоит наш вуз. Поэтому система, когда в высшее учебное заведение подбирают только самых-самых, на мой взгляд, неправильная. Из умного, из отличника легко сделать успешного человека. Мы идем другим путем – в любом нашем студенте вне зависимости от его поведения, от субъективной оценки, которую раньше ему давали учителя, мы ищем его личный талант. Ведь каждый ребенок – это индивидуальность, которая ищет себя, свое место в обществе. Иногда это принимает несколько странные формы, например, в прическе. Кстати, я видел многих студентов с ирокезами. Но у них – богатейший духовный мир, а общество их стрижет под одну гребенку! Так было раньше, к сожалению, есть и сейчас. Но из этих детей, которые стремятся быть самими собой и получаются современные Эйнштейны, талантливые ученые, организаторы промышленности. Из тех же, кто привык во всем слушаться, получаются максимум хорошие исполнители.

– Какими вы хотите видеть своих выпускников?

– Успешными и состоявшимися людьми. Это главная задача, которая стоит перед преподавателями нашей Академии. Чтобы наши ребята добивались высочайших успехов в своей жизни. Я счастлив, когда мои студенты используют в жизни тот потенциал, который мы закладываем в них во время обучения. Мы помогаем найти работу после получения диплома. В Академии существует кадровое агентство, которое еще во время обучения изучает желания, склонности, таланты, навыки студента, организует практику во время обучения. В основном это органы государственного муниципального управления, министерства и ведомства, правоохранительные органы. Студенты уже в процессе обучения изучают «скелет страны». И видят, что успешной карьеры может добиться каждый. На практике изучают конкретную работу, за которую им платят приличные деньги.

– Ваше пожелание как руководителя Академии сегодняшним выпускникам?

– Приходите, поступайте к нам учиться, и вы обязательно займете достойное вас место в нашей непростой жизни!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram