В столице Башкортостана состоялся III Всемирный курултай башкир. На него съехались 850 делегатов. Один делегат мог представлять 2000 башкир республики или 3000 башкир, живущих в других российских регионах. Почему башкиры республики «башкиристее» всех остальных башкир в полтора раза – осталось загадкой. Зато стремление придать максимальную легитимность форуму за счет интенсивного освещения процесса избрания его делегатов получило свое объяснение после первых же громких заявлений.
Сделал их президент республики Муртаза Рахимов. На съезде национально-культурной организации, каковой по статусу является Международный союз общественных объединений «Всемирный курултай башкир» (ВКБ), глава республики вдруг заговорил о несправедливом распределении бюджетных средств центром и попенял Москве на «пренебрежение базовыми принципами федерализма». Чем дальше, тем больше информация, приходящая из Уфы, напоминала съезд политической партии в мутные 90-е прошлого века. Председатель исполкома ВКБ Азамат Галин в формулировках не стеснялся: «Мы можем сегодня наблюдать атаку на интересы национальных регионов Российской Федерации, попытки аннулировать конституционные права республик. Появились определенные силы, в том числе и в Башкортостане, которые… лелеют мечту о губернизации России». Профессор Уфимского государственного авиационного технического университета Айрат Зарипов оценил кадровую политику федерального центра в республике на «неуд» из-за назначений глав региональных отделений МВД и ФСБ. Возможно, ученый хотел таким образом инициировать новый порядок выдвижения руководителей местных силовых ведомств – через утверждение их кандидатур в национально-культурных общественных организациях?
Старая советская схема
Что же вызвало столь эмоциональную путаницу из этнокультурных и политических вопросов в головах организаторов курултая? Информагентства пестрят цитатами Рахимова относительно возможности назначения «варяга» на его место: «Приезжий на посту главы Башкирии – это просто унижение». После таких заявлений многое становится более понятным, но от этого, увы, не менее грустным. Например, то, почему вел заседание курултая не кто-то из лидеров-общественников, а сам премьер-министр правительства Республики Башкортостан Раиль Сарбаев. Срок полномочий М. Рахимова истекает в сентябре 2011 г., и вопрос о преемнике обсуждается вовсю. Декларировать ущемление интересов какой-то одной этнической группы во время своей борьбы за власть и обладание ресурсами – старая, еще советская схема отстаивания своих интересов национальными элитами. Удивляет, что вопросы федерализма и судьбы многонациональной республики обсуждались руководством Башкирии в узком, исключительно башкирском кругу. Наверно, по логике организаторов, делегаты-башкиры от Евросоюза в деле обустройства Башкортостана более компетентны, нежели издавна живущие в республике почти полтора миллиона русских (занимают первое место по численности) и без малого миллион татар (третье место по численности, башкиры – на втором месте, их, по данным переписи 2002 года, – 1 млн. 221 тыс.), не говоря обо всех остальных представителях более чем ста народов.
Искренне обидно за происходящее. Ведь такие высказывания расшатывают нынешние стабильные, очень добрососедские отношения между жителями республики. Чувашские, армянские, мордовские, удмуртские, азербайджанские и многие другие общины не просто прекрасно уживаются, сохраняя свою самобытность, но и по-настоящему дружат, помогают друг другу. Уфа проводит чудесный международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык». В Башкирии трудятся талантливые журналисты, ярко и нестандартно освещающие этническую жизнь республики. Не случайно именно башкирские СМИ два года подряд становились победителями Всероссийского конкурса «СМИротворец».
Позволив превратить свой курултай в площадку для политических игрищ, делегаты многое потеряли. Практически никем не замеченными оказались вопросы, которые, по идее, должны были быть главными – сохранение и развитие национальных башкирских культуры и языка. В пылу обвинений в адрес злокозненной Москвы как-то не хватило времени обсудить свои внутренние вопросы. Например, почему при колоссальной государственной поддержке национальной печати люди без энтузиазма относятся к чтению башкирских газет и журналов? Почему башкирская молодежь не заполняет национальные квоты в республиканских вузах, предпочитая учиться в соседних Челябинске и Екатеринбурге? Или какой может быть современная башкирская городская культура, ведь все больше башкир теперь живут вовсе не в сельской местности, где само бытовое устройство сохраняет национальную самобытность.
Образ нового башкира
В итоговом обращении курултая к башкирскому народу встречаются весьма неоднозначные формулировки:
«Если республика называется Башкортостаном, его основополагающей нации должно уделяться больше внимания».
«На языке какой нации ваши дети и внуки разговаривают, той нации вы и служите».
«Появилась необходимость создания образа нового башкира – образованного, хорошо знающего языки и законы, разбирающегося в экономике, зарабатывающего много денег».
«Если ты поднялся на какую-то ступень, занимаешь высокий пост, не забудь оглянуться вокруг: есть ли рядом соотечественники, не нуждаются ли они в твоей помощи?»
«Смешанные браки – основное бедствие башкир».
Выводы о, мягко говоря, несоответствии некоторых пунктов действующим конституционным нормам, думаю, очевидны для всех. Национальную карту опять пытаются вбросить в политическое поле страны, а лидеры национальных движений башкир, похоже, пока недостаточно сильны и влиятельны, чтобы этому противостоять и отделять мух от котлет: политику элит от национальной культуры. Грустно, ведь никогда еще такие демарши не оканчивались ничем хорошим.