Двенадцатый чемпион мира по шахматам Анатолий КАРПОВ претендует на пост президента Международной шахматной федерации. Но у некоторых представителей российской власти есть свой кандидат – нынешний президент ФИДЕ и Калмыкии Кирсан Илюмжинов. О борьбе Анатолия против Кирсана, о будущем российских и мировых шахмат, о пользе и вреде Интернета и школьном шахматном образовании Анатолий Карпов рассказывает корреспонденту «АН» Александру Чуйкову.
Вчера, сегодня, завтра
– Анатолий Евгеньевич, какое у шахмат – игры с 2000-летней историей – будущее?
Для многих, особенно молодежи, игра уже давно выглядит анахронизмом, а ваше противостояние с Кирсаном Илюмжиновым – способом самоутверждения героев прошлого.
– Будущее блестящее. Во многих странах мира шахматы входят в обязательную школьную программу. В век повальной компьютеризации они компенсируют недостаток умения, потребности мыслить самостоятельно. И шахматы в школу пошли не сверху, по приказу, а снизу. Преподаватели сами поняли, что ученикам не хватает работы мысли, мозга, что все начинает заменять компьютер.
Я не Президент России и не могу ввести шахматы в школьную программу. Но как председатель комиссии «Шахматы и образование» Российской шахматной федерации (РШФ) и Минобра добился того, что вышло два постановления министра образования и науки – в одном дано разрешение школам включать шахматы в рамках дополнительного образования, а во втором постановлении (оно вышло год назад) уже мягко рекомендуют. Некоторые школы уже включают науку шахмат в программу, некоторые отстают. Но уверен, что мы придем к этому.
Сейчас комиссия РШФ «Шахматы и образование» проводит очень много различных любительских соревнований: «Белая ладья», школьные соревнования, спартакиады чернобыльских регионов России, Украины и Белоруссии. На соревнованиях «Белой ладьи» уже участвуют более 100 тысяч мальчиков и девочек, это очень много. На последних соревнованиях в 1988 году участвовали 400 тысяч. Но и страна стала гораздо меньше, и внимание власть уделяет далеко не такое. Так что это результат.
– Какие конкретные шаги на посту президента ФИДЕ вы предпримете для развития шахмат?
– Многое из великой шахматной школы России уже утеряно, проблемы громадные, но в последнее время мы кое-что восстановили. А что конкретно собираюсь сделать? Поднять престиж международной и российской федерации. Первое – штаб-квартира ФИДЕ будет находиться в Москве, а не в Элисте, как сейчас. Секретариат Федерации – в Париже, а не в пригородах Афин. Это даст огромный толчок в развитии шахмат в России. Я, как посол доброй воли Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), думаю, смогу заключить договоры о сотрудничестве c ведущими мировыми организациями. В том числе и с ЮНИСЕФ, с ЮНЕСКО. Еще пять лет назад такие договоры были проработаны и предложены Илюмжинову. Но, увы, ничего конкретного сделано не было. Сейчас мои школы работают в 23 регионах России. От Якутска до Махачкалы. Все они бесплатные и открыты для любого ребенка. Мне удается находить спонсоров, которые видят, что при минимальных финансовых вложениях они решают огромные социальные задачи. В случае избрания президентом ФИДЕ я буду разговаривать с губернаторами, со спонсорами совершенно на другом уровне. Детских шахматных школ станет больше, и мы будем растить новых чемпионов.
Справка «АН»
В ФИДЕ входит 170 национальных федераций. В сентябре в Ханты-Мансийске пройдут выборы президента ФИДЕ. Каждая федерация может выдвигать своего президента по принципу: одна страна – один голос. По такому же принципу будет проводиться и голосование за кандидатов. Некоторые эксперты считают, что подобный принцип, уравнивающий разные по развитию шахматного спорта страны, порочен.
Черно-белая политика
– Анатолий Евгеньевич, кто все-таки сейчас легитимный кандидат на пост председателя ФИДЕ: вы или г-н Илюмжинов?
– Анатолий Карпов – единственный легитимный кандидат. 17 человек из 32 членов Наблюдательного Совета РШФ отдали за меня свои голоса. Вопрос о легитимности закрыт. Но ситуация скандальная. Сейчас пытаются выкрутить руки некоторым членам совета в регионах. От них требуют, чтобы они пересмотрели свою позицию. Угрожают увольнениями, репрессиями и даже физической расправой. Я никогда не думал, что доживу до таких разборок в шахматах. Самая мирная игра живет в условиях войны.
– Можете подвести итоги председательства г-на Илюмжинова в ФИДЕ? Что конкретно он смог сделать для развития шахмат не только в мире, но и в России?
– И Илюмжинов, и мой оппонент Аркадий Дворкович – оба пришли в шахматы несколько лет назад с весьма поверхностными знаниями. Несмотря на то, что последний из знаменитой шахматной семьи. Но для меня история шахмат начинается со Средних веков, а для них с середины – конца 90-х годов. Они почему-то считают, что главное в шахматах – это деньги. Найдем спонсоров, и к нам побегут играть. Это далеко не так. Например, город шахмат в Элисте Сити-Чесс – построили, вбухали миллионы, и что? Провели Олимпиаду в 1988 году. Город, вопреки логике, не отдали Российской шахматной
федерации, шахматистам. Так и стоит.
Вначале, стоит отдать должное, он провел три чемпионата России. Но в 1998 году все закончилось. Однако Илюмжинов реально много сделал для развития шахмат на уровне республики, но не для всей России, не для мировых шахмат.
– Почему Гарри Каспаров – ваш «заклятый друг» предложил свою поддержку? Как вам – непримиримым соперникам – удалось договориться? Вашу связку уже называют «мощный КарКас»: от Карпов и Каспаров.
– Гарри Каспаров, Виктор Корчной, Магнус Карлсен, Владимир Крамник, другие гроссмейстеры мирового уровня – у меня с ними сложные отношения, но они поддерживают мою кандидатуру. Не против Илюмжинова, а за изменения, за прозрачность процессов развития, проведения соревнований, за повышение авторитета чемпионов мира, уровня федерации.
– Аркадий Дворкович заявил, что «никогда не будет работать с вами». Это личное мнение высокопоставленного чиновника или позиция власти? Может быть, эта личная неприязнь к вам? Или тут более приземленные мотивы?
– А почему он вообще должен ставить какие-то условия? Я – шахматный мир. Если он хочет быть в шахматном мире, то должен уважать чемпионов мира. И не только меня, но и Каспарова, и других чемпионов. Сталин сказал когда-то министру культуры: «У меня для Вас других писателей нет!» Вот и других чемпионов мира для Дворковича нет.
Я просто не могу понять, почему именно Илюмжинов, почему лоббируют именно эту кандидатуру? Для России сложилась уникальная ситуация – ведущие шахматные державы поддерживают одного человека – Карпова. Реально больше 30 крупнейших шахматных стран уже высказались за мою кандидатуру. Особенно те, с кем мы хотим работать: Европа (Англия, Германия, Швейцария, Чехия, Исландия, Франция, Испания), Америка, крупнейшие страны Африки. Скорее всего, в ближайшее время к ним присоединятся и Китай, Индия, Индонезия.
Так что пусть чиновник Аркадий Дворкович занимается экономикой. Там, наверное, у него есть позиция, авторитет, знания. Но в шахматном мире хотят нового президента ФИДЕ. И сейчас, мы, как всегда, стоим на распутье: или идем вместе со всеми развитыми странами и ставим своего представителя во главе авторитетной международной федерации, либо шагаем не в ногу.
– Новый Устав РШФ находится на утверждении в Минюсте. В новом уставе, по словам А. Дворковича, вообще меняется состав управления – президентом федерации является Александр Жуков, первым вице-президентом – Дворкович, исполнительным директором – Александр Бах. Цитирую: «И никакого наблюдательного совета нет, а есть только исполнительная дирекция. Это означает, что никакого заседания набсовета просто не было, и все разговоры о том, что набсовет выдвинул кого-то (вас, имеется в виду), являются бессмысленными». Ваш прогноз развития этой партии?
– Они просто запутались в ситуации и в документах. Деятельность РШФ сейчас фактически парализована.
Грязное белье российских шахмат
– Про вас вдруг всякое стали говорить. В частности, намекают на гомосексуальную связь с нынешним председателем федерации шахмат Александром Бахом. Что вы можете ответить оппонентам? Собираетесь ли подавать в суд?
– Спасибо за открытие. Мне это очень поможет в установлении более плотных связей с мэрами крупнейших городов: Парижа, Лондона, Берлина (смеется). Но в суд, конечно, подавать не буду. В свое время я столько наслушался, столько грязи вылили, что понял – лучше не обращать внимания. Меня чудовищно травили еще в 87–88-м годах прошлого века. И если бы я не стал депутатом Верховного Совета СССР, то член Политбюро ЦК КПСС Александр Яковлев меня бы просто добил. Тогда поддержал народ, и от меня отстали. А грязь – танки грязи не боятся.
– Что должно или может произойти, чтобы вы сняли свою кандидатуру?
– Ничего. Пойду до конца и свою кандидатуру не сниму. Я решение принял.