Аргументы Недели → Общество № 15(205) от 22.04.2010

Амто, «Берингия»!

, 19:35

В Анадыре финишировала гонка на собачьих упряжках «Надежда 2010». Каюры прошли через Лорино, Янракыннот, Новое Чаплино, Сиреники, Конергино.

Чукотская гонка приняла эстафету легендарной «Берингии», ежегодно проходящей на Камчатке. Из-за пурги и особенностей рельефа самая протяженная в мире гоночная трасса увеличилась еще на 30 километров. В общей сложности от эвенкского национального села Эссо до Корякской Оссоры по заснеженной тундре участникам «Берингии 2010» пришлось преодолеть 980 километров. По просьбе «НА» журналист Вера Ступникова внимательно следила за ходом состязаний.

Амто в переводе с корякского – «здравствуй!».Каюр одинаково звучит на ительменском, эвенском, корякском, русском, чукотском языках и манит в путь-дорогу народы Камчатки и Чукотки. Каждую весну собираются каюры из Эссо, Усть-Хайрюзово, Тымлата, Хаилино, Петропавловска, Оссоры на «Берингию». Стоит только одному сообщить, что в этом году он обязательно пойдет «гонковать», как уже тявкают по камчатским дворам нетерпеливые собачки, звенят цепи, надеваются на четвероногих тружеников алыки (упряжь), подбиваются нарты, проверяется юкола (вяленая красная рыба) – хороша ли на корм? Со скоростью света весть о гонке разлетается по полуострову. И так – вот уже 20 лет!

Заветные слова

– Ках-ках-ках, те-те-те-те, хук-хук-хук-хук, тя-тя-тя-тя, хач-хач! – несутся над тундрой команды камчатских каюров.

– Пут-пут-пут-пут, сте-сте-сте, – добавилось в этом году к международному многоголосью. Это включились в гонку чукотские каюры Михаил Тельпин и Дмитрий Калявуквун.

У каждого погонщика команды звучат по-своему. Их – основных – всего-то четыре. Направо, налево, вперед и стоять! И есть одна своя, тайная, услышав которую собачки прибавляют ходу!

Тымлатские каюры на финише в Оссоре откровенно кричали своим питомцам: «Домой! Домой!», и те неслись буквально вскачь, почуяв родину – от Оссоры до Тымлата всего-то 40 км. Тут уж без обмана – домой!

А у Андрея Притчина заветное слово – «Ворона». Кстати, ворон, или «Кутх» – камчатское божество, о котором сложены легенды и сказки, смешное и непутевое. Вот собачки заслышали хозяйское: «Ворона!», и начинается бег не на шутку – найти ворону надо обязательно! Так и искали все 980 км! А заодно привезли Андрея на пьедестал. Первое место, почет и приз губернатора – российский внедорожник «УАЗ-патриот» – все ему, Андрею Притчину, рыбаку из села Карага, что обосновалось на берегу Карагинского же залива. Эх, жаль, «уазик» ему не нужен! Снегоход бы, ну или лодку, ружье хорошее! Здесь, в Караге, живут рыбаки да охотники, и самый крутой джип не котируется, так как снегоход. Второе место в этом году занял Герман Айначгин, житель села Хаилино Олюторского района. На праздничном ужине услышала я, как Герман с чукотскими каюрами без переводчика разговаривает, и подивилась: «Ты ж коряк, Герман?! Откуда язык чужой знаешь?» Смеется: «Да чукча я хаилинский! Мы ж там рядом!» И не поймешь, шутит или правда? Да и важно ли?

Что в имени тебе моем

Кстати, Михаил Тельпин, главный соперник Андрея Притчина, увез к себе в Янракыннот Провиденского района Чукотки щенка по имени Варвара. Двухмесячный кутенок из питомника Андрея должен в будущем улучшить породу чукотских ездовых, на которых выступал в этом году Михаил.

Андрей просто подарил Варьку сопернику! И пусть вас не удивляет человечье имя собачки. Великой честью считается у каюров называть питомцев именем лучших своих друзей. В упряжке Притчина который год бежит Печень (в честь командора гонки Александра Печеня), ему помогает Рита, за ним поспевает Юлька, ну и так далее.

Фактор риска

В этом году на старт традиционной камчатской гонки вышли 17 упряжек – рекордно много. Трое каюров боролись за дорогостоящие призы, а остальные преодолевали себя. Никто из 15 оставшихся к середине пути каюров даже не подумал сняться с гонки: все как один пошли на штурм труднейшего Карагинского перевала. И все преодолели его. Эвенка Маргарита Байшуакова уже после перевала вдруг решила сдаться. Расплакалась, она же женщина: маленькая, слабая, хрупкая, ростом всего-то 152 сантиметра. Имеет право на слезы! Сказала главному судье гонки, чтоб забирал всех собачек в обоз. В ответ получила два часа на размышление и… вышла на старт очередного этапа. А вечером на посиделках в честь окончания гонки она уже счастливо улыбалась и строила планы на 2011 год.

Труднее всех в этом году пришлось Ивану Нивани из Ачайваяма: собаки привыкли только к той рыбе, которой кормит хозяин. И в пургу, когда закончились запасы в нарте (а там однодневный запас еды должен быть всегда), остались голодными – наотрез отказались есть сухой корм для собак из берингийского снабжения. На голодный желудок тащили 90 км и хозяина, и нарту по тяжелому снегу. Но Иван показал классный результат для дебютанта: пришел в Оссору 6-м из 15! Не капризничай собачки, кто знает, может, и на 3-е место выбился бы…

Национальные рецепты собачьей кухни

Кстати, о корме. У каждого свои секреты. Два года назад тогдашний чемпион Николай Левковский раскрыл мне свой: кормил он своих четвероногих тружеников медвежатиной. Коряки обязательно прибавляют к рациону кусочек нерпичьего сала, а хаилинские каюры кормят собак только юколой. Вот и разбери, чей корм лучше.

У каюра из краевого центра Андрея Семашкина его аляскинские хаски приучены ко всякой еде. Однако не привыкли к длинным дистанциям. Привезли своего хозяина только на 11-е место. Но Андрей доволен дебютом. Сказал, что «Берингия» понравилась ему больше европейских гонок.

Безнадежно влюбленные

В этой гонке устали все: тяжелый, мокрый снег, ветер, метели, задержавшие упряжки на два дня на Янпате и в Усть-Хайрюзово, и некомфортные условия ночевок посреди снежного безмолвия. Волонтеры и тем более каюры похудели и осунулись. Не раз клялись себе никогда не выходить на трассу. Однако пройдет год и, услышав «Амто, «Берингия», каюры снова выйдут на старт любимой гонки. Все они «болеют» «Берингией» и никогда с ней не расстанутся. Для всех каюров эта гонка – возможность не только проявить себя, но и пообщаться с друзьями, взглянуть в глаза надежным людям. А ненадежных и злобных тундра легко «вычисляет» и отвергает. «Берингия» – это проверка «на вшивость». На тех, кто этот тест прошел, можно положиться как на себя самого. Поэтому и нет в гонке деления на национальности: коряки, эвены, ительмены, чукчи, русские, а есть объединяющее все народы слово «каюр».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram