Аргументы Недели → Общество № 14(204) от 15.04.2010

Мелкий бизнес в борьбе с террором

Правда и вымысел о «кавказской безработице»

, 16:55

В последнее время много говорят, что на Северном Кавказе очень плохо обстоит дело с экономикой. Нет работы, а та, что есть, низко оплачивается. Поэтому оттуда массово уезжает молодежь. Это правда? А если нет, то как обстоят дела?

Григорий Михалев, Вологда

Теракты в Москве и Кизляре вновь заставили говорить о социальных болезнях Северного Кавказа и, в частности, о безработице. Похоже, однако, что в этой сфере сформировалось немало мифов, только затрудняющих поиск решений.

Статистика по безработице есть двух видов. С одной стороны, это официально зарегистрированная безработица. Здесь показатели республик Северного Кавказа не вызывают особой тревоги. Например, в Дагестане в январе на учете в органах занятости состояло 3,4% трудоспособного населения, в Кабардино-Балкарии - 4,6%, в Северной Осетии - 3,6%. Если сопоставлять с январем прошлого года, то в Кабардино-Балкарии «официальная» безработица сократилась на 13%, в остальных республиках - незначительно выросла.

Второй показатель - это разница между общим числом трудоспособного населения и числом тех, кто имеет трудовые доходы. Здесь, по данным Росстата, ситуация в 2009 г. была действительно сложной в Ингушетии (52,9%) и в Чечне (35%). У других кавказских республик - между 10 и 15% при общероссийском уровне 8,4%.

Впрочем, эксперты считают, что самые «страшные» данные могут оказаться попросту завышенными. Численность трудоспособного населения определяется на основе данных Всероссийской переписи населения 2002 года. Тогдашнее руководство регионов было ориентировано прежде всего на трансферты из федерального бюджета, для чего необходимо было «накачивать» численность жителей.

По мнению ведущего научного сотрудника Института демографии Высшей школы экономики (Москва) Никиты Мкртчяна, в некоторых регионах Кавказа численность безработных, посчитанная на основе переписи 2002 года, может быть сопоставима по значению с объемом сделанных тогда «приписок» населения.

Одновременно эксперты отмечают, что ситуация с безработицей на Кавказе очень связана с местной спецификой. Там большое количество жителей, в том числе среднего и низкого достатка, предпочитают иметь свое дело, а не работать по найму. Так формируется большой сектор нигде не учтенной экономики. Наиболее развито это явление в сельском хозяйстве. Считать ли людей, торгующих урожаем с собственного скромного надела, безработными? С одной стороны, они имеют доходы, с другой, не будучи нигде учтенными, не могут рассчитывать и на социальную защиту, которую государство предоставляет тем, кто трудится.

Интересен опыт решения этой проблемы, накопленный в Кабардино-Балкарии. В мерах против безработицы там сделан акцент на том, чтобы люди, официально зарегистрированные как безработные, могли получать поддержку для открытия собственного бизнеса.

По Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, софинансируемой регионом и федеральным центром, в 2010 г. предполагаются регистрация в качестве предпринимателей не менее 1500 безработных граждан и трудоустройство на созданных ими рабочих местах 500 безработных. В настоящее время в республике действуют уже 2100 предпринимателей из числа бывших безработных, получивших субсидию на организацию собственного дела. Для получения субсидии они прошли тестирование, направленное на выявление способностей и готовности к осуществлению предпринимательской деятельности, представили бизнес-планы. Прошедшим конкурсный отбор выделено по 58 800 рублей.

Аналогичный порядок предоставления средств и сумма субсидии сохранены и на 2010 год. Разумеется, получив такую поддержку, человек организует свое дело на вполне легальной основе, то есть решается проблема выхода из «тени». В качестве дополнительной меры поддержки новых предпринимателей по инициативе президента республики Арсена Канокова открыто уже несколько бизнес-инкубаторов. Это специальные центры, в которых можно арендовать помещение со скидкой более чем в 50%, а также получить консультационные услуги.

Так с учетом местных традиций и менталитета решается вопрос эффективной занятости населения, а значит - его неуязвимости для пропаганды, призывающей уйти к «лесным братьям».

В свое время экономист Мухаммед Юнус, создавший систему микрокредитования бизнеса в ряде стран Азии, был удостоен Нобелевской премии мира. Создатели системы поддержки малого бизнеса на Кавказе вряд ли могут рассчитывать на подобное признание уже сегодня, однако именно от успеха или неуспеха начатых ими дел во многом зависит, суждено ли жить в мире их потомкам.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram