Аргументы Недели → Общество № 14(204) от 15.04.2010

Земля без крестьянина

, 16:43

Григорий Степанович ЛЕОНТЬЕВ - известный с 60-х годов журналист-аграрник и практик сельской жизни. Живет в деревне Вохменка Курганской области. Многолетние личные отношения со знаменитым полеводом-хлебопашцем Терентием Мальцевым, селекционером Валерием Лапшиным и успешным землепользователем Анатолием Шугуровым давно позволили ему вывести формулу «что такое хорошо, а что такое плохо» в отношениях государства и сельхозпроизводителя. Уровень компетенции и колоссальный опыт давно обеспечили Леонтьеву право на собственную позицию в «крестьянском вопросе».

Наш корреспондент Владимир Леонов попытался узнать у Леонтьева-эксперта, что скрывается за треском о рекордных урожаях зерна и глянцевой вывеской приоритетного нацпроекта «Развитие АПК».

Наш ответ ООН

 - В аграрном секторе накоплено множество проблем - нерешенных, невидимых или оставленных на потом. Что бы вы поставили на первое место?

- В прошлом году в деревню пришла газета с текстом Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию. Я изучил те предложения главы государства, какие, по моему мнению, должны стать конкретными делами. И что я нашел об «улучшении качества жизни на селе»? Один абзац текста величиной с воробьиный нос. Позвольте привести его полностью: «Особо отмечу успешную реализацию государственной программы развития сельского хозяйства. Результатом ее стали лучшие показатели его роста среди всех отраслей даже в период кризиса. Мы продолжим политику поддержки села и в будущем. У нас есть все возможности, чтобы сделать сельское хозяйство одним из лидеров экономического роста на годы вперед. И в результате этого улучшить и качество жизни на селе».

На меня дохнуло тем временем, когда в 1961 году Н. Хрущев объявил, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Кто как, а я верил в его пришествие. А годика через три после хрущевского обещания в Кургане возле хлебных магазинов появились огромнейшие очереди.

Посмотрите правде в глаза - на поддержку села расходуется около 1 (одного!) процента госбюджета. Благополучные аграрии Европы получают от бюджета ЕС в 22 раза больше. Да вдобавок к такой скупости в этом году уменьшилось финансирование программ социального развития села с 21 до 7 миллиардов рублей.

Как при такой скаредности власти на средства для развития сельскохозяйственного производства, наиглавнейшего в экономике любой страны, можно говорить о постройке «настоящей России вместо прошлой»?

- Чиновники и политики всех мастей неустанно твердят если не о планах накормить полмира, то уж точно о готовности обеспечить продовольственную безопасность страны.

- Есть резолюция ООН от 23 июля 2001 года, где сказано, что государства обязаны обеспечить граждан необходимым полноценным продовольственным продуктом, причем на 80-85% эти продукты должны быть национального производства.

Надо полагать, что такая резолюция Кремлю известна. Иначе как объяснить тот факт, что наш президент Дм. Медведев подписал «Доктрину продовольственной безопасности», согласно которой к 2020 году Россия будет на 80% (как в резолюции ООН) обеспечивать себя всем необходимым продовольствием. Но уж больно срок ее исполнения затягивается. В таких случаях в деревне говорят: «Пока солнце взойдет - роса очи выест».

Сейчас в России нехватка отечественного продовольствия - около 40%. Джавахарлал Неру, став в 1947 году премьер-министром независимой Индии, в первой же программной речи заявил: «Все может обождать, кроме сельского хозяйства». А он тоже по образованию юрист, как и наш лидер. Окончил в 1912 году Кембридж. Экономическое возрождение побежденных Германии и Японии также начиналось с реформ разумного землепользования. У нас же в России что-то не так делается, как надо и как следовало бы делать.

- Может быть, вложения бюджетных средств в сельское хозяйство, с точки зрения того же Минфина, не отвечают требованиям их эффективного использования? Помнится, называли же при генсеках село «черной дырой»?

- Если прирост сельхозпродукции в прошлом году составил 5-6%, следовательно, в развитие сельского хозяйства можно вкладывать средства без особого риска. Просто уровень знаний у чиновников определил еще Александр Солженицын всего одним словом: образованцы...Неудивительно, что их способностей только и хватает на то, чтобы заниматься закупкой заграничного оборудования и продавать его с выгодой для себя.

Агроликбез для Минсельхоза

 - Возможно ли за 3-4 года, а не за целое десятилетие обеспечить продовольственную безопасность России?

- Опыт накоплен: бери его и переноси для реализации под местные условия. Вот письмо с фотографиями от Анатолия Шугурова из села Красное Польцо Пензенской области. Это ответный подарок к моему 73-летию на мой подарок к его 60-летию - книгу про полевода Терентия Мальцева. Анатолий Иванович такой неординарный деятель на фоне современной действительности, что в другое время его имя гремело бы на всю Россию. Сейчас он как бы в резервации: почтенный человек среди своих.

Когда все принялись раздирать на паи колхозно-совхозные земли, Анатолий Иванович не стал хватать для себя и своих близких куски лучшей пашни, а собрал односельчан и предложил объединиться в крестьянскую артель. Чтобы она не была акционерным обществом закрытого или открытого типа с ограниченной ответственностью или вообще без всякой ответственности. Убедил назвать коллективное хозяйство, как в годы нэпа, товариществом и не каким-нибудь, а построенным на вере каждого в свои возможности и собрата по труду. Сообща составили устав, где были прописаны все «мелочи» от прав до обязанностей, с личной ответственностью за их исполнение. Так в Пензенской области родилось агрохозяйство «ТнВ (Товарищество-на-Вере) Пугачевское». Я считаю, образец землепользования в той будущей России, которую без натяжки можно будет называть настоящей.

Сейчас в «Пугачевском» около 7 тысяч гектаров пашни, ежегодная урожайность в 35-40 центнеров с гектара с рентабельностью за 300%. Себестоимость одного килограмма зерна равна примерно цене коробка спичек.

- Откуда такая рентабельность? Многократно в качестве корреспондента наблюдал общение чиновников высшего ранга с земледельцами. На вопрос - «как обстоят дела с минеральными удобрениями и пестицидами» - те сетуют на дороговизну агрохимии и, как следствие, падение урожайности.

- Наверное, это и хорошо. Когда в пашню вносят ядохимикаты, происходит массовое уничтожение всего того, что делает почву живым телом, превращая ее в мертвый субстрат. В этом причина падения урожайности, когда партийными постановлениями погнали на поля интенсивные технологии. Уже забывается химическая война, что пришла на поля в 70-80-е годы. Даже в то время стали публиковать правду о проблемах с отечественным детским питанием - для него годится только чистая продукция.

В России десятки миллионов гектаров пашни, заросших бурьяном. Такие поля осваиваются в «Пугачевском» за одно лето, в том числе и вбросом дождевых червей.

В хозяйстве их разводят в обыкновенной овечьей кошаре, где зимой поддерживается температура не ниже 15 градусов. Начали с закупки 200 кг червей, которые через зиму переработали растительную массу с навозом в 12 тонн гумуса. Оставалось разбросать его по полям вместе с «производителями» плодородия. И бывшее забурьяненное поле уже на второй год освоения давало по 40 центнеров экологически чистого зерна с высоким содержанием клейковины. Чтобы не быть голословным, попросил А.И. Шугурова прислать заверенную по всем правилам справку, что уже более десяти лет такие урожаи зерновых культур получают без грамма минеральных удобрений и ядохимикатов.

- Это изобретение именно Шугурова?

- Нет, он просто внедрил наработки, которые имелись в отечественной агронауке в XX столетии. Опыты уборки соломы с измельчителем и одновременным лущением жнивья проводились еще в 1947 году на юге Украины. Безотвальную обработку почвы в производственном масштабе начали в 1950 году в «мальцевском» колхозе «Заветы Ленина». Про дождевых червей еще Дарвин писал: «Задолго до изобретения плуга почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими». Дождевых червей на одном гектаре здоровой почвы может быть до 250 тысяч. Под одним квадратным метром поверхности почвы ученые намерили длину ходов, проделанных «земляными лошадками», аж до 8 километров!..

- Получается, нет пророков в своем Отечестве? А если нам самим взяться за освоение имеющегося у нас богатства?

- Это не анекдот, когда приехавшим в «Пугачевское» канадским фермерам предложили за найденный в пшенице сорняк выдать «премию» в одну тысячу долларов. Та тысяча осталась в кассе хозяйства. Каждое лето к Шугурову приезжают из Канады, Германии, Австрии, Голландии. А наши «цари» почему-то в упор не замечают феноменальных успехов «Пугачевского».

Вокруг валяются миллиарды и ждут, когда их поднимет труд крестьянина. Вроде бы и запрета от власти нет, чтобы не брать. Остается предположить, что эти богатства для кого-то приберегаются, может быть, для китайцев?

Наша беда в том, что чиновники, стоящие у руля власти, по своему кругозору остаются «образованцами». Окружили себя холуями, собравшимися возле пресс-центров, которые пишут за них дежурные «речи». Ни они, ни их начальники не заглядывают в книги наших умных исторических деятелей. Как было при большевистской власти - все старое сметаем и начинаем строить новое. Теперь давайте тащить в нашу жизнь все европейское, пусть и отжитое уже.

- Но почему бы не перенести на нашу почву пример организации Союза шведских фермеров? Кроме функций приемщика и продавца, Союз имеет свою научную и техническую базу, свой кооперативный банк. Фермер защищен со всех сторон.

- Прекрасный вариант. А сибиряк скажет - это почти повторение Союза сибирских маслодельных артелей, которые были организованы в Кургане в конце 1907 года. Тогда появились небольшие листовки: «Если у вас маслодельная артель или кооперативная лавка, непременно вступайте в Союз, иначе вас забьют и закабалят частные торговцы и скупщики масла...»

В 1913 году Союз уже объединял 560 маслодельных артелей и 500 потребительских артелей. О результатах их деятельности можно судить по таким документальным данным: в 1913 году в России золота было добыто на 28 миллионов рублей, а экспорт сливочного сибирского масла дал 71,5 миллиона рублей.

На европейском рынке в ту пору две трети продаж масла, сахара и льна приходились на долю российских кооператоров. Только незнайки могут называть нашего крестьянина никуда не годным работником. Когда соединялся его частный интерес с общим, государственным, он творил чудеса. И даже кормил Европу.

Много разговоров о национальной идее будущей России. Возможно, ее ядро в крестьянском мире уже и обозначилось в «Пугачевском». Причем - без всякой идеологии какой-либо партии с ее потугами на направляющую и руководящую роль.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram