Аргументы Недели → Общество № 13(203) от 08.04.2010

Борьба с коррупцией: индонезийский рецепт

, 18:10

В России много говорят о борьбе с коррупцией. Но пока принимаемые в этой области решения радикальными не назовешь. В этой связи интересен опыт Индонезии, где за неполные 7 лет работы специальной Комиссии осуждены почти 100 высокопоставленных чиновников. А подавляющее большинство жителей страны верит, что Комиссия способна начисто искоренить коррупцию в государстве.

Комиссия по искоренению коррупции в Индонезии имеет исключительно репрессивные функции. Она даже называется «не по борьбе», а по «искоренению», что однозначно указывает на конечную цель ее создания. За неполные 7 лет работы (она начала действовать с 29 декабря 2003 года) были осуждены 17 членов парламента Индонезии, три министра и руководителя министерского уровня, шесть губернаторов провинций, глава Центробанка и четыре его заместителя, 19 мэров и глав округов. А также члены различных комиссий от ЦИКа до Антимонопольной комиссии, прокуроры, сотрудники правоохранительных органов. России подобная активность пока и не снилась!

Подобная активная работа обусловлена тем, что Комиссия абсолютно независима и обладает специальными полномочиями по надзору и координации всех правоохранительных органов. И даже вправе в особых случаях проводить собственное расследование, выдвигать обвинение и поддерживать его в суде.

В связи с такими полномочиями назначение руководителей Комиссии (председатель и четыре заместителя) проходит по сложной, но гласной и прозрачной процедуре. Начинается все с отбора претендентов. Специальный Отборочный комитет, созданный из представителей не только власти, но и общественности, формирует первичный список кандидатов. Затем глава государства отбирает из этого списка не менее двух кандидатов на одно место и направляет получившийся перечень в парламент, который в свою очередь утверждает окончательный список из пяти человек. Этот процесс широко освещается в СМИ. Граждане могут сообщить Отборочному комитету свое мнение о каждой кандидатуре.

Кстати

Относительно недавно бывший президент Индонезии Мухаммед Ходжи Сухарто был известен как Мистер 10 Процентов, поскольку всем действующим в этой стране иностранным корпорациям предлагалось платить четко обозначенную взятку президенту и членам его семейного клана. Сухарто незаконно присвоил от 15 до 35 млрд. долл. США в период своего правления с 1967 по 1998 год, благодаря чему возглавил список самых коррумпированных политиков в мире. У нынешнего президента Индонезии - другая политика.

 Специальная Комиссия - специальный суд

Срок полномочий членов Комиссии - 4 года с возможностью однократного переизбрания. Все они являются госслужащими и могут выполнять прокурорские функции. Комиссия сама набирает себе советников. Списки кандидатур открыты для всеобщего обсуждения. Чиновники более низкого уровня, входящие в состав Комиссии: следователи, обвинители, генеральный прокурор, приравненный к Генеральному прокурору страны. Персонал набирается из проверенных сотрудников правоохранительных органов по методу прикомандирования. В настоящее время персонал головного офиса - более 700 человек.

Как основной координатор и надзиратель за правоохранительными органами Комиссия имеет широчайшие полномочия. Она вправе вести прослушивание и запись разговоров, запрещать подозреваемым выезд из страны, получать банковскую, финансовую и налоговую информацию. Комиссия также может забирать себе дела по коррупции, которые ведут полиция и прокуратура. В обязательном порядке она расследует три категории дел. Во-первых, те, в которых замешаны представители власти или полиции. Во-вторых, дела, ущерб по которым превосходит 100 тыс. долларов США. В-третьих, она вправе рассматривать все случаи, вызвавшие общественный резонанс.

Названия Директоратов - отделов Комиссии - отражают суть ее работы. Например, существует Директорат регистрации и анализа деклараций госслужащих и Директорат по контролю за вознаграждениями, получаемыми госслужащими. Они подчиняются заместителю председателя Комиссии по предупреждению коррупции. Есть и заместитель по наказанию коррупции. Ему, например, подчиняется Директорат по судебному преследованию. Есть заместитель по информации и данным, а также по внутреннему мониторингу и жалобам граждан.

Для рассмотрения дел, расследованных Комиссией, создан специальный Суд по коррупции. Он входит в систему судов общей юрисдикции, а судейский корпус формируется из окружных судей и судей ad hoc (от латинского «для данного случая»). Последних лично назначает президент республики. В рассмотрении конкретного дела участвуют два окружных судьи и три судьи ad hoc. Решения такого состава суда сомнений обычно не вызывают.

Работу Комиссии обеспечивает генеральный секретарь (по полномочиям он напоминает российского руководителя аппарата). Только этот заместитель главы Комиссии назначается и отстраняется президентом страны. Но ответствен он перед членами Комиссии.

Стройная и четкая система функционирования самого могущественного органа, расследующего преступления коррупционной направленности, дала результаты. Эксперты международной неправительственной организации по противодействию коррупции Transparency International постоянно повышают уровень Индонезии в своем рейтинге. Успехи в работе Комиссии широко освещаются в СМИ. Согласно социологическим опросам, 69% населения Индонезии уверены, что Комиссия сможет выполнить свою основную задачу и искоренить коррупцию в стране.

На последних местах

Вместе с Комиссией большую роль в борьбе против коррупции играют Конституционный и Верховный суды страны. Конституционный суд Индонезии рассматривает жалобы по результатам выборов, решает спорные вопросы применения законодательства о политических партиях. А все решения Верховного суда в обязательном порядке размещаются на специальном информационном сайте в открытом доступе. Это помогает оградить судей от необоснованных обвинений в некомпетентности, ангажированности или коррупции.

Индонезийские коллеги - как из высших судов, так и из Комиссии - выразили желание сотрудничать с Россией. Однако о создании подобной Комиссии в РФ пока ничего не слышно. Конечно, не стоит, не считаясь с российскими особенностями, брать готовую схему и переносить ее на нашу почву. Тем более что возникают большие сомнения, удастся ли у нас создать такой же независимый от исполнительной, законодательной, судебной ветвей власти орган.

Но делать это необходимо. И делать срочно.

Опрос по теме: Кто может стать карающим мечом
Дм. Медведева в искоренении коррупции?

Анатолий Самборский, врач, Кострома:

- Полагаю, только Феликс Эдмундович Дзержинский. Или Лаврентий Павлович Берия. Но в окружении президента я людей с такими фамилиями не знаю. Не верю, что наша бюрократическая система способна стать в нынешних условиях самоочищающейся. Недавно даже слышал такое «юморное» предложение: окружить Кремль колючей проволокой лет на десять - и государство начнет потихоньку приходить в порядок.

Олег, сотрудник спецслужб, Казань:

- А зачем кого-то искать? Думаю, таким человеком вполне мог бы стать Владимир Владимирович Путин! И многие бы его поддержали.

Ванда, безработная, Екатеринбург:

- Ходорковский! Еще годик отсидки - и он будет полностью готов к такой мужественной работе.

Валентина, юрист, Тула:

- Не знаю такого человека. Возможно, где-то в начальственных структурах и сидит ОН - обладатель высокоморальных качеств, пример того, как сходить во власть и не замараться. Но имя его неизвестно, подвиг его неслышен. А редкие носители высокой нравственности, каким был, например, академик Лихачев, таким оружием не могут стать по определению. Поскольку именно в силу высокой нравственности во власть они не ходят.

Андрей, конструктор, Рязань:

- Помню давнюю историю. В компании с отцом сидел пожилой мужик, явно какой-то криминальный авторитет. И он в разговоре произнес гениальную фразу: «Вор не сможет управлять государством. Как бы ни хотел, как бы ни пытался...» Никто не станет карающим мечом, пока полностью не сменится «колода». Ибо коррупция и есть суть нашего государства! А может, даже и национальная идея.

Петр Синьковский, специалист по рекламе, Москва:

- Неожиданный вопрос. Первый, кто приходит на ум, - Олег Митволь. Шучу. А серьезно, так это Павел Бородин. Причина проста. Он умеет делать дело. А когда человек способен трудиться, у него нет необходимости в каких-то обходных маневрах, связанных с коррупцией. Если грамотно наладить работу, появится возможность избавиться от бездельников. Коими и являются коррупционеры.

Виктор Тамбовцев, эколог, Псков:

- Мне кажется, человек, который немного прошел по чиновничьей лестнице, не может не быть замешан в коррупции лично. Если не в качестве получателя и «давальца» денег, то в качестве свидетеля - точно. А значит, на него всегда можно найти компромат и заставить плясать под дудку матерых коррупционеров. Так что пусть Медведев поручит это дело, например, Николаю Валуеву.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram