Великий Новгород напомнил России о республиканских традициях некогда вольного города, славного демократическими порядками и решительным характером своих жителей. Здесь впервые за постсоветские годы профсоюз ОАО «Акрон» заставил хозяев завода считаться с интересами трудового коллектива, заявившего претензии на достойный труд и уважение к себе. Вопреки беспрецедентному давлению независимый профсоюз новгородских химиков продолжает сопротивляться попыткам администрации поставить профком под свой контроль. Конфликт уже вышел за корпоративные рамки и обещает создать прецедент в новейшей истории России, когда профсоюзы по-настоящему твердо заставят работодателей считаться с теми, кто создает им блага и места в списках самых богатых людей пока еще бедной страны.
Никто не хотел уступать
Владелец Группы «Акрон» Вячеслав Кантор, постоянно проживающий в сытой Швейцарии, на обломках советского химпрома сколотил весьма успешный холдинг, в который помимо одноименного новгородского предприятия входят смоленское ОАО «Дорогобуж» и китайская компания «Хунжи-Акрон». Компания является одним из ведущих мировых производителей минеральных удобрений и занимает третье место в России и четвертое место в Европе среди основных производителей азотных удобрений. Помимо того «Акрон» производит около 1% от общего количества азотных и фосфорных удобрений в мире и 13% - в России. На новгородском «Акроне» и его дочерних предприятиях работают более пяти тысяч человек.
Учитывая постоянно высокий спрос аграрного рынка на минудобрения, Группа «Акрон» считалась благополучной компанией, не стесненной в средствах. Даже глобальный кризис не стал ей помехой в развитии. К тому же руководство России внесло «Акрон» в список крупнейших компаний страны, которым была оказана существенная финансовая помощь. Кроме того, «Акрон» поддержали за счет обнуления таможенных пошлин на минудобения. Словом, сетовать на кризис и бедность Кантору не приходится.
Впрочем, и профсоюз на новгородском «Акроне» никогда не ходил с протянутой рукой. В свое время профлидеры не растерялись и приобрели собственность на крупную сумму. По данным региональных СМИ, активы местного профсоюза оцениваются в 500 млн. рублей. Помимо счетов и недвижимости организация владеет 1,5% акций «Акрона». Имея приличный забастовочный фонд, профсоюз на подписании очередных коллективных договоров чувствовал себя уверенным переговорщиком и не позволял работодателям диктовать трудовому коллективу химиков кабальные условия.
По этой причине менеджмент компании старался изменить ситуацию и подмять под себя состоятельный профсоюз. Первая атака случилась задолго до кризиса в благополучный для химиков 2006 год. Тогда администрация предприятия предприняла попытку смены профлидеров на послушных себе функционеров, отказавшись проводить записанную в колдоговоре 10%-ную индексацию зарплаты рабочим. В ответ профсоюз заявил о готовности отстаивать права местных химиков забастовочными методами. Сломать профактивистов тогда не получилось. При том, что давление оказалось уж очень сильным. В кабинете бывшего председателя профкома Сергея Яна нашли «прослушку», по факту обнаружения которой прокуратура области завела уголовное дело. Затем сам он чудом выжил в «странной» аварии на пустой дороге, где неустановленный грузовик превратил в хлам «девятку» профбосса. Позже на выборах в региональный парламент местные партийцы из «Единой России» неожиданно переместили Яна со второго на явно непроходное четырнадцатое место в своем списке. Лидер профсоюзов демонстративно вышел из партии и как независимый кандидат победил на участке всех, в том числе директора «Акрона». Тогда конфликт удалось погасить без лишней огласки. Администрация «Акрона», похоже, затаила нешуточную обиду на строптивый профсоюз.
Как создается «желтый» профсоюз
Случай сместить неугодных профлидеров представился в ноябре 2009 г., когда на место Яна предстояло выбрать нового председателя. Администрация завода на самодеятельность больше решила не уповать и для расправы с оппонентами наняла опытных питерских пиарщиков. С помощью наемников отчетно-выборную конференцию превратили сначала в шумное народное вече, а затем уж совсем в балаган. В итоге большая часть делегатов, имевшая необходимый для принятия законных решений кворум, покинула зал и завершила работу конференции избранием нового председателя, коим стал Станислав Мельников. Легитимное решение было признано ЦК Росхимпрофсоюза и главой ФНПР Михаилом Шмаковым. «Меньшевики» в отместку за несостоявшийся переворот избрали послушного хозяевам «Акрона» своего псевдолидера.
Оставалась простая формальность - пройти регистрацию в областном органе юстиции. Тем более что процедура, согласно российскому закону о профсоюзах, носит не разрешительный, а только лишь уведомительный характер. Заявили профсоюзы о смене своего председателя - это внутреннее дело их общественной организации. В новгородской практике все не так просто: Мельникову в регистрации руководителя юридического лица вдруг было отказано. Для видимого равновесия такой же отказ был выдан и ставленнице заводской администрации Ольге Гордеевой. В итоге профсоюз «Акрона» остался без утвержденного председателя.
На самом «Акроне» этот коллапс постарались не замечать, явочным порядком признав своих самозванцев. По решению ЦК Росхимпросоюза, исключенные из его рядов за раскол, они стали через заводскую бухгалтерию платить членские взносы, как бы доказывая свою значимость. Зато законного лидера профсоюза Мельникова на территорию предприятия теперь не пускают. На днях администрация уволила одного из активистов легитимного профсоюза - Андрея Кондратеню. Инженер, менее чем год назад аттестованный на первую категорию за хорошую работу, вдруг стал «злостным нарушителем трудовой дисциплины» и «перестал справляться со своими должностными обязанностями». Федерация независимых профсоюзов России встала на сторону легитимно избранного председателя. По словам Михаила Шмакова, профсоюз, организованный работодателями, не имеет «никакого отношения к нашим профсоюзам и первичной организации предприятия, находящейся на данном заводе».
Администрация новгородского губернатора Сергея Митина заняла странную позицию видимого невмешательства в скандальную ситуацию на крупнейшем предприятии области. Похоже, что региональная власть хочет сохранить имидж в глазах населения, но в то же время не собирается портить отношения с крупным налогоплательщиком. Будто налоги у нас бизнесмены платят за добрые отношения с властью. В комментарии для «АН» Станислав Мельников подтвердил, что в администрации губернатора ему делали весьма лестные предложения в обмен на сдачу профсоюзного лидерства.
А тем временем администрация пытается организовать новые провокации в отношении независимого профсоюза, который имеет возможность работать в своем собственном помещении в центре Великого Новгорода. Десятки крепких молодых людей заняли здание профсоюза и объявили о начале круглосуточной акции «протеста». Областная милиция никакой реакции не проявила. Конец преступной акции положили работники самого «Акрона», силой выдворившие из своего дома захватчиков.
Разрешить тупиковую ситуацию теперь может только суд, который уже дважды отказал профсоюзам «Акрона» в праве выбирать себе лидера. ФНПР и Росхимпрофсоюз встали на защиту независимого от работодателя профсоюза и призвали новгородских химиков не поддаваться давлению администрации предприятия. В совместном заявлении ФНПР и Росхимпрофсоюз подтвердили готовность обеспечить всемерную организационную, юридическую и иную поддержку в защиту первичной организации «Акрона» и каждого его члена от произвола администрации.
Комментарий к событиям
Станислав МЕЛЬНИКОВ, председатель профсоюза ОАО «Акрон»:
- Мы уверены в своих силах и надеемся на беспристрастность российского правосудия, которое, к счастью, не ограничивается областным масштабом. Откровенно говоря, мы не очень-то и надеялись на областной суд и рассчитываем на справедливый вердикт Верховного суда России. Ведь есть у нас закон о профсоюзах, согласно которому государство не в праве вмешиваться в деятельность профсоюзов.
К сожалению, приходится признавать, что региональная власть в остром социальном конфликте встала на сторону работодателя. Не случайно администрация «Акрона» в минувшее воскресенье получила разрешение на проведение митинга своих сторонников, тогда как нам с порога запрещали проведение любых публичных профсоюзных акций. Кроме того, весь прошлый год в региональных СМИ, подконтрольных региональной власти шел процесс шельмования профкома предприятия. Власть при этом старалась не замечать происходящего безобразия. Вся наша надежда на российские профсоюзы, которые, надо признать, не ограничились только устной поддержкой. Все хорошо понимают, что уничтожение независимого профсоюза на нашем предприятии позволит создать прецедент на экономическом поле России, когда бизнес сможет попирать права наемных работников.
Александр СИТНОВ, председатель Росхимпрофсоюза:
- В Великом Новгороде сложилась парадоксальная для частного бизнеса ситуация, когда владелец предприятия по советской еще традиции решил, что заводской профсоюз - это его собственность. К тому же не следует забывать, что государство в числе других оказало «Акрону» серьезную финансовую помощь, учитывая значимость продукции, выпускаемой предприятием. Надо полагать, что и бизнес не должен забывать о своей социальной ответственности и как минимум следовать российским законам, в том числе закону о профсоюзах, который запрещает вмешательство в дела общественной организации. А на «Акроне» даже не допускают на предприятие законно избранных профсоюзных активистов. Тем самым нарушаются не только национальное законодательство, но и нормы международного права. Мы надеемся, что продолжающиеся консультации с администрацией «Акрона» и судебные разбирательства позволят избежать эскалации конфликта. В противном случае нам не останется ничего другого, как обратиться за помощью к международным профсоюзным движениям. Тем более что случай на «Акроне» уже попал в поле зрения Международной организации труда и ООН по части нарушения прав профсоюза. Не думаю, что собственникам предприятия нужен такой имиджевый урон. Полагаю, что сложившаяся в Великом Новгороде ситуация никого не устраивает, и она должна разрешиться в пользу законных прав независимого от работодателя профсоюза.