Своеобразное все-таки в нашей стране понятие о патриотизме и национальной культуре. Мы говорим о великих предках и своих корнях. При этом русская песня и этника находятся под «запретом» в масс-медиа. Надежда Бабкина не ждет вымирания этого жанра. Наоборот, отчаянно борется за него. Накануне юбилея Надежды Георгиевны мы встретились с артисткой и откровенно поговорили о тех, кому выгодно избавиться от певицы и русского колорита.
- Готовимся к большому концерту в «Крокусе», - делится Надежда Георгиевна. - Столько артистов и коллективов приедут, аж дух захватывает! Мое участие в этой программе будет лишь фрагментарным. Зато страна покайфует от потрясающего национального коллектива из Бурятии «Байкал». У меня будет совместное выступление с чеченским ансамблем «Вайнах». Рок-группы «Звери», «Ума2рман», «Мельница» тоже будут петь русские народные песни. В свойственной им манере, но не изменяя народному колориту. Будут и наши коллективы из Театра «Русской песни» - «Славяне», «После 11», шоу-балет «Живая планета» и другие. В общем, сюрпризов и яркого зрелища будет очень много.
- Такой солидный состав собрали, чтобы телеканал ваш концерт поставил в эфир?
- Это не было целью. Хотя я прекрасно понимаю, что сегодня ради того, чтобы русская песня выжила, мне не раз еще придется идти на компромисс. У нас принято ругать американцев и западную шоу-индустрию за бездушность... Но посмотрите, как там поддерживают национальный колорит. Артисты, исполняющие кантри, получают такие престижные премии, как «Грэмми». У нас же даже ротацию на радио получить невозможно. Как мне некоторое время назад сказали на «Русском радио»: «Сегодня русская песня в нашей стране неформат».
- Метод «упрощенки» действует не только в этой сфере. Говорят о серьезной церковной реформе, которая якобы будет основываться на упрощении православия. К примеру, женщины смогут входить в церковь без платка и в джинсах...
- Не вижу в этом ничего плохого. Посмотрите, какая атмосфера царит в церквях на Западе. Люди радуются, слушают молитвы, рассуждают. Почему нам нужно в церковь входить так, словно кол проглотил? Божественную силу можно принимать, находясь в гармонии с собой. Ничего не должно мешать или обременять. Я считаю, что нет никакой разницы в том, во что я буду одета. Бог - внутри. А то ведь можно и пост соблюдать просто как дань моде, молиться и не веровать...
А тут еще телевидение и радио постоянно погружают народ в чужую культуру, эстетику. Происходит подмена ценностей. В итоге мы сами же начинаем пропагандировать чужие культуру, мораль, религиозные принципы. С этим нужно что-то делать. Мы уже потеряли не одно поколение. Заметьте, сегодняшняя молодежь даже не знает, что старикам нужно уступать место, здороваться с соседями. Нужны срочно соответствующие законы, государственная программа.
- Думаете, будет толк?
- Уже третий год я провожу фестиваль-марафон «Песни России». И у меня складывается такое ощущение, что Министерство культуры против! Цель фестиваля - расшевелить народ, чтобы начал думать, развиваться, - их, видимо, не устраивает. И в самом деле - а вдруг потом с этим народом работать придется? Но наши дети растут, спиваются, потому что они никому не нужны. А с высоких трибун только высокопатриотические слова летят.
Социальная реклама идет по ТВ, и кажется, что в стране жизнь резко наладилась. Да и сериалы типа «Школы» добавляют вкус демократии. Правда, фальшивый. Сегодняшняя наша демократия - показуха. Добавьте к этому вседозволенность, уничтожение личности, любого малого бизнеса, колоссальные взятки, спекуляции по поводу детей и подкидывания на их содержание копеечных деньжат и сертификатов. И кому потом нужны такие дети? Кто их будет воспитывать?
Честно скажу, я сама, как руководитель, не раз сталкивалась с коррупцией. По сей день имею очень серьезные препятствия для своего творчества. И даже знаю, в каких местах, но ничего сделать не могу, потому что рычагов у меня нет... Все надо доказывать и пробивать.
Я очень уважаю и благодарю тех, кто мне помогает. А помочь нужно совсем чуточку - просто подписать какую-то административную бумагу. Все остальное делаю сама. Не пойду никуда жаловаться, хотя знаю, кто упорствует и мешает. Может, кому-то даже из моих коллег и не нравится, как я представляю свой жанр в медийных проектах. Но если меня в них не будет, все вообще забудут про русскую песню. Народных тем звучать не будет! Это беда.
- Говоря про коллег, которых вы не устраиваете в этом жанре, не Аллу ли Пугачеву имеете в виду? Помнится, некоторое время назад пресса писала про ваш с ней конфликт якобы на бытовой почве...
- Не было такого конфликта. У нас хорошие взаимоотношения. Более того, на все свои знаковые мероприятия она нас всегда приглашала. Так что есть уважение друг друга, а это в шоу-бизнесе важно.
- С Надеждой Кадышевой у вас тоже творческое взаимопонимание или все-таки разные понятия о русской песне?
- Абсолютно разные. Более того, у нее в репертуаре нет ни одной русской народной песни. А если и есть, то от силы три. Она поет песни своего мужа. Хотя и училась народному сольному пению у Ларисы Федоровны Сухановой, которая является моим коммерческим директором, и я дружу с ней сорок лет. Но это не дает права на нишу народного русского фольклора. То, что она поет, - это сочиненная авторская музыка. А народное творчество - песня, привезенная из экспедиции. Она может варьироваться в разных прочтениях. Может быть, плачем, веселой, протяжной - в зависимости от того, какое настроение ты в нее вложишь. Это баллада. Это не одна судьба. А там простота - сопли, слюни - он меня бросил, а я пошла, другого нашла. А если не нашла, то утопилась.
Поэтому она для меня не конкурент. У нее есть своя аудитория. И мы работаем в разных нишах. Глупо считать ее народной. В чем проявляется то, что она русская певица? В одежде? В репертуаре? В том, что Сашка стоит с баяном? Понимаете, 80% успеха - это внешний вид. Мы видим сначала глазами, потом ушами, потом душой или начинаем ржать от эклектики. Это хороший юмор. Она молодец. Я считаю, что нужно иметь большой талант, чтобы так сделать...
- Она стремится быть модной...
- Мы тоже идем в ногу со временем. Только мы это делаем в аранжировках, согласно жанру.
- Вы говорите, что готовы биться за русскую песню. А почему бы вам не пойти на более радикальные меры? Начать эпатировать публику. Или согласиться на провокационную съемку для мужского журнала. К примеру, представители Надежды Кадышевой не так давно вели переговоры о ее появлении на обложке одного модного журнала для мужчин...
- Я слышала про эту историю. Несерьезно это все. И смысла в этой глупости не вижу. Это личное. Люблю удивлять, но считаю, должны быть какие-то таинства. Мужики-то импотентами стали потому, что вокруг все девушки голые. А если бы прикрытые были, не было бы такой массовой проблемы. Да и есть мне пока что показывать помимо «буфиков» и рюшечек.