Аргументы Недели → Общество № 6(196) от 18.02.2010

Очарованные следопыты

, 19:48

Защитник Отечества - не только тот, кто в случае беды сможет с оружием в руках встать на защиту своей родины. Прежде всего это тот, кто любит и бережет землю, на которой вырос. Василий ДУНКАЙ руководит школой юных следопытов поселка Красный Яр. В этом уголке Приморского края проживают в основном удэгейцы и нанайцы. О методах воспитания чуткого отношения к окружающему миру «НА» поговорил с директором этого необычного учебного заведения.

- Обычно такие школы организуют для оторванных от природы городских детей. А у вас-то тут кругом тайга...

- Конечно, мы живем на природе, но от остального мира не оторваны. Видим и знаем, как живут люди у нас в стране и за границей. Удэгейцы и нанайцы тоже хотят цивилизованной жизни, потому наши дети в лес не очень-то рвутся. Кроме того, в нашу школу ходят в основном дети из проблемных или неполных семей. А если нет отца, кто в лес выведет, научит выживать в суровых условиях? Для таких ребят я школу и создавал. Сам из непростой семьи, знаю, что это такое. Очень хочется оторвать этих ребят от улицы.

- В вашем поселке улиц этих всего четыре. От чего отрывать?

- От тех же бед, что и в крупных городах. В первую очередь это наркотики и алкоголь - всероссийские проблемы.

- И чему вы учите ребят в школе следопытов?

- Охотничьим традициям. Ведь они сейчас забываются. Я ребятам своим говорю: будете вы охотниками или нет, но раз вы рядом с лесом живете, должны уметь зайти в тайгу и выйти из нее живыми и здоровыми. В жизни это может пригодиться.

- А как зайти в тайгу и выйти?

- Да вот так: взял ножик и пошел, а через неделю вернулся. Не заблудился, не съели ни медведь, ни тигр. Не сломал ноги, не утонул. Вообще опыт выживания у любых северных народов очень богатый. Все-таки вся жизнь в лесу проходит. И терять эти навыки, забывать их - неправильно. Мои ученики знают съедобные и лекарственные растения, умеют развести костер и не только при помощи спичек. Могут и ружьем, если оно есть. А если нет, то зимой, чтобы не замерзнуть, знают, что можно в снег закопаться, - наши охотники так делают. Да я всего и не смогу сейчас перечислить, некоторые вещи нужно показывать. Учу тому, как человек должен вести себя в тайге, беречь природу, обычаям учу. Пытаюсь помочь ребятам осознать, что все вокруг живое, ведь без этого леса не понять. С лесом надо разговаривать, слушать его. Пришел в тайгу - поздоровайся. С птичками поговори, послушай, что они тебе скажут. Сойка где-то закричала, дятел застучал, бурундучок клокать начал - быть непогоде. Если слышишь лес, то он тебе все рассказывает. Для настоящего охотника это настолько привычное дело, что он не всегда задумывается, почему знает про перемену погоды, например. Просто знает, и все.

- Говорят, что раньше нанайцы с детьми довольно сурово поступали. Могли оставить, например, 5-летнего ребенка одного в тайге на неделю, а потом за ним возвращались.

- Я пожил уже достаточно и хорошо помню старых охотников. Тех, что родились еще до революции. Но не слыхал, чтобы с детьми так поступали. В современных книгах о северных народах много всего придумывают.

- А в каком возрасте здесь ребенка начинают брать в лес?

- Я дочку с четырех лет брал. И на зимовье она бывала, и на охоту со мной и супругой моей на всю зиму ходила.

- Что современный человек в тайге делает неправильно?

- Мусорит. На нашей реке Бикине сейчас много туристов отдыхают. И для реки, и для леса это настоящее бедствие. Охотник за собой такого никогда не оставил бы. Все закапывают, убирают. Даже кости убитых зверей сжигают, ничего нельзя просто так бросать.

- Тайга наказывает того, кто не соблюдает правил?

- Если ты их знаешь, но не соблюдаешь, то пинка получишь обязательно. А если не знаешь, за что тебя наказывать... Учить надо нормам поведения. Мы в прошлом году сами чистили свою реку. На 150 километров поднимались с ребятами по реке на лодках, собирали весь мусор, сжигали его. Очень много мусора. Очень! Беда в том, что от Хабаровска к реке есть дорога. Она способствует такому дикому туризму. Мы все убрали, а через пять дней я проезжал по реке, и все опять было в прежнем состоянии. Сейчас еще и листовки отдыхающим раздаем, просим убирать за собой.

- Сколько детей в вашей школе?

- Двадцать человек было. Летом часть ушла после 11-го класса. Поступали в вузы. Набирал новых ребят.

- А почему называете их юными следопытами, а не охотниками?

- Охотиться не обязательно, а уметь ориентироваться в лесу - необходимо. Кроме того, нас поддерживает Всемирный фонд дикой природы. Как мы можем воспитывать охотников? (Смеется.) Я с детьми, кстати, не только в лес выезжаю, мы бываем и в Хабаровске на различных выставках, фестивалях. В школе ребята развиваются всесторонне. Я не считаю, что мы должны замыкаться только на Бикине. Сейчас время другое. Дай бог, чтобы наша река сохранилась. Конечно, ее надо охранять, сохранять для людей. Кроме того, что такое жизнь охотника? Сплошные лишения и трудности. Исчезающая профессия, не приносящая прибыли. Но мы должны быть знакомы со своим традиционным образом жизни. Кем бы ни стали выпускники нашей школы, я искренне надеюсь, что любовь к малой родине в своем сердце они сохранят. А если так, то где бы они ни жили - в Москве или еще где, - главное, чтобы они это место любили. А если будут любить, то и в обиду не дадут.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram