Паломничество на протяжении веков занимало огромное место в российской культуре. Из дореволюционной России на одну только Пасху в Иерусалим прибывало по шесть и больше тысяч русских паломников.
Наш специальный корреспондент отправился в Иерусалим, чтобы узнать, как обстоят дела с российским паломничеством сегодня. Он побывал в Русской духовной миссии в Иерусалиме, управляемой Его Высокопреподобием архимандритом Исидором.
Дорогу к Русской миссии знают все
Говорят, что когда-то в период основных христианских праздников почти треть Иерусалима говорила по-русски из-за многочисленных паломников, прибывавших сюда из России. Словом «паломник» называли тех, кто ходил на поклоненье в Иерусалим, возвращаясь оттуда с «паломом» - пальмовой ветвью, которая дома ставилась рядом с образами.
На центральной автобусной станции Иерусалима среди пестрой публики и сегодня нередко можно услышать русскую речь. Дорогу к Русскому подворью вам покажет любой, даже если этот вопрос будет задан на английском или иврите. Миссия находится неподалеку - в считанных минутах езды на рейсовом автобусе или получасе неторопливой ходьбы по улице Яффо. Останавливаю свой выбор на прогулке.
В Иерусалиме, несмотря на конец января, выдался неплохой денек. Люди, утром вышедшие из дома в куртках и свитерах, в скором времени разделись до рубашек и футболок.
Городской базар узнается издалека благодаря восточной манере торговцев рекламировать свой товар, оглашая окрестность громкими криками. Засомневавшись в правильности пути, обращаюсь к девушке явно «нашей» наружности. Но она оказывается американской студенткой Иерусалимского университета и говорит исключительно по-английски: «Рашн Кампаунд? Да, это недалеко, рядом с городской мэрией».
Иерусалимский муниципалитет располагается всего в нескольких метрах от здания Русской духовной миссии. Неподалеку - роскошный Свято-Троицкий собор, построенный в 1863 году. Храм был заложен сразу после приобретения Русской духовной миссией земли на Мейдамской площади Иерусалима. На соседнем здании потускневшая от времени мраморная табличка с хорошо различимой надписью «Русская Духовная Миссiя». Но обилие полицейских и колючей проволоки заставляет усомниться в правильности пункта назначения. После короткой беседы с охраной оказывается, что здесь - штаб иерусалимской полиции и тюрьма, называемая «Московией». По злому историческому курьезу она оказалась наследницей этой части Русского подворья.
В зданиях, ранее относившихся к Русской Палестине, сегодня размещаются Мировой суд Иерусалима, различные учреждения иерусалимской мэрии, музей, природоохранное общество. Случилось это в результате так называемой Апельсиновой сделки 1964 года. Тогда Н.С. Хрущев за 4,5 млн. долларов продал Государству Израиль большую часть Русского подворья. Основная часть платежа осуществлялась поставками цитрусовых. Кроме того, что несколько гектаров земли в самом иерусалимском центре, застроенные уникальными сооружениями, должны были стоить значительно дороже, - многие сегодня считают, что по своей моральной сути эта сделка может быть сопоставима только с продажей Аляски в 1867 году.
Пуп Земли
Все городские сооружения Иерусалима, начиная от трансформаторной будки и заканчивая зданием израильского Кнессета, - облицованы сливочного цвета иерусалимским камнем, из-за чего израильскую столицу называют иногда Белым городом. Это название дополняет длинный список имен, присвоенных Иерусалиму: Музей под открытым небом, Золотой город, Святой град, Матерь всех городов, Город мира, Город трех религий, Столица мира, а также Центр мира и Пуп Земли.
Последнее, по-видимому, проистекает из Средневековья, когда на картах Иерусалим действительно часто изображали в центре Земли.
Архимандрит Исидор
Позвонив по телефону, через пару минут оказываюсь перед воротами Миссии. Меня встречает очень приятная и безупречно вежливая сестра Мария. Войдя внутрь, попадаю в спокойный и уютный мир, резко контрастирующий с шумной иерусалимской улицей. После недолгого ожидания в приемной получаю аудиенцию у приветливого и доброжелательного архимандрита Исидора.
- Отец Исидор, каковы цели и задачи подведомственной вам Миссии?
- Нашей Миссии 162 года, поэтому ее цели известны давно. Главная - предоставить возможность многочисленным паломникам из России посетить Святую землю. Чтобы они могли здесь где-то жить, чтобы их встретили компетентные люди, а не какие-нибудь аферисты, торгующие по баснословным ценам сомнительными «святынями». Возможности для этого есть. У нас имеются гостиницы в Горненском монастыре, Вифлееме, небольшая гостиница в Иерихоне, заканчивается строительство гостиницы в Тиверии. В зависимости от запросов делегаций мы иногда снимаем и другие гостиницы.
У нас работают около 30 человек, включая трех священников, двух дьяконов, нескольких монахинь из Горненского монастыря и трудников. Всего с учетом всех принадлежащих Миссии подворий набирается около ста человек.
- Когда в России произошла революция, то паломничество прекратилось, - продолжает руководитель Русской духовной миссии, - все здания опустели. Кто-то, не вполне представляя, что такое революция, уехал обратно в Россию. Кого-то отозвали. А новых кадров не присылали, и из представителей Русской церкви практически никого не было. То есть огромное здание осталось невостребованным. Затем, когда жизнь в России начала потихоньку налаживаться, здесь одновременно «поселились» дипломатическая миссия СССР и церковная миссия. А через некоторое время все здание передали РПЦ.
В 1948 году возник Израиль, и потребовались какие-то административные и хозяйственные площади. Все это было сдано в аренду и приносило стабильный доход. И до сих пор аренда, фактически превратившаяся в бессрочную, исправно выплачивается.
Возвращение Сергиевского подворья
После непростых переговоров, закончившихся в 2008 году, Израиль возвратил России Сергиевское подворье. Одно крыло этого большого здания полностью освобождено и теперь нуждается в ремонте.
Поскольку ситуация не находится в «зоне» межрелигиозных противоречий, то израильские власти подходят к вопросу передачи остальных зданий Русского подворья сугубо прагматически.
Российские власти действовали через дипломатические каналы и общественные организации. Огромную лепту внесло Императорское православное палестинское общество во главе с председателем Сергеем Степашиным. Сейчас вопрос стоит о том, насколько все это важно для самих россиян. Если Россия найдет необходимые средства для благоустройства переданных участков Сергиевского подворья и количество паломников в Святую землю будет прибывать, то и дальнейшие переговоры с Израилем пойдут намного легче.
Владения возвращаются через суды
В дореволюционные времена «Русская Палестина» имела на Ближнем Востоке обширные владения, часть из которых ведомство отца Исидора сейчас пытается отвоевать через суды Израиля и Палестинской автономии.
Не обходится без казусов. Так, например, в части Хеврона, находящейся под контролем Палестинской администрации, Миссия пытается официально оформить в собственность свои земли и здания. Истцом были предоставлены все необходимые документы, включая древние карты и справки об уплате налогов. Объявление о ведущемся судебном процессе было помещено в газетах и вывешено в мэрии. В оговоренный срок никаких претензий не поступило. Осталось провести формальную встречу с соседями на этом участке...
- Вдруг какие-то люди начали заявлять, что это вообще их земля, - рассказывает отец Исидор, - приносить непонятные бумаги на турецком языке. Если на Западе сказали бы: извините, вы не подали никаких протестов в установленные сроки и теперь ваш протест нелегитимен, то здесь, в Израиле, судебная машина опять заработала.
Несмотря на такой поворот, архимандрит уверен в конечной победе, но сожалеет, что на всю эту судебную волокиту приходится тратить время, силы и большие средства. Местной специфики хватает и в самих израильских судах.
- В Израиле есть такие законы, - продолжает отец Исидор, - что если кто-то прожил несколько лет на определенном месте, то в какой-то момент он может заявить свои претензии на это место в качестве полноправного собственника. Подобная ситуация сложилась в Эйн Кареме. Там есть участки, за которые РПЦ ведет спор с католиками. За РПЦ обширная документация, подтверждающая ее права на эти места. А католики считают, что эта земля, по праву многолетнего пользования, - их собственность.
Но, несмотря на подобные юридические «нюансы», поощряющие фактический самозахват, отец Исидор считает израильские суды достаточно справедливыми и оценивает судебные перспективы именно этой тяжбы как достаточно неплохие. Он считает, что все это не особо препятствует межконфессиональному сотрудничеству.
- Если есть какие-то объединяющие точки, то мы, конечно, сотрудничаем. Например, иногда в католической гостинице мы селим своих паломников. Ходим друг к другу на приемы и праздники. Когда нас приглашают на новогодний прием или День независимости Израиля, то мы все собираемся у президента.
Паломничество становится традицией
- Рядом с моим домом, вблизи Арбата, был приходской храм (Иерусалимское подворье). Оттуда в 1989 году стали делать экскурсии на автобусах в разные монастыри, как новые, так и старые, которые никогда не закрывались. Оптина Пустынь, Троице-Сергиева лавра и другие. Пару лет я ездил по разным монастырям, а потом и сам принял монашество.
В советское время многие не знали, что паломничество вообще существует. Уже потом, в начале 90-х, стали и на Афон ездить, и в Иерусалим. В последнее время паломников становится больше. И это, конечно, радует. Приезжают и люди со средствами, и бедные старушки - стараются, берут где-то деньги и приезжают. Так и раньше было, в дореволюционной России. Крестьяне шли пешком, дворяне прибывали на кораблях и в экипажах.
Выйдя из стен Русского подворья, я направился на автобусную остановку. Была пятница. Горожане спешили сделать покупки на выходные, хасиды приглашали всех желающих присоединиться к предшаббатней молитве, и на улицах города уже ничто не напоминало о той тихой русской обители, которую я только что посетил.