Неофициальный опрос ведущих экспертов отрасли связи, проведенный «АН», дал примечательный результат. Подавляющее большинство экспертов назвали человеком уходящего, 2009, года в отрасли министра связи и массовых коммуникаций России Игоря Щеголева.
А ведь 20 месяцев назад, когда Игорь Щеголев был президентским указом назначен на должность главы нового ведомства - Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, - очень многие эксперты и участники рынка относились к такому кадровому решению скептически. Чиновника, который до этого больше шести лет возглавлял Службу протокола Президента РФ, встретили едва ли не в штыки. Говорили, что у Щеголева нет должного багажа знаний, чтобы руководить столь сложной отраслью. Что он никогда не работал на министерской должности и не сможет эффективно управлять такой крупной и разветвленной системой, как Минсвязи. Наконец, что ему не удастся переформатировать под себя аппарат ведомства, жестко выстроенный бывшим министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом. Говорили еще и о том, что у Щеголева нет своей команды профессионалов-связистов, а пускаться в такое опасное аппаратное плавание в одиночку - значит, подвергать себя огромному риску.
Но 20 месяцев работы Игоря Щеголева на министерском посту развеяли этот скепсис. Теперь вполне очевидно, что бывшему шефу президентского протокола удалось стать полноценным министром, а не «местоблюстителем». Удалось сформировать свою собственную полноценную команду, в которой ключевую роль играют заместители министра Алексей Солдатов и Дмитрий Северов. Взяты под реальный контроль и сдвинуты с мертвой точки основные проекты и программы, кураторство над которыми осуществляет Министерство: от «Электронного правительства» до реорганизации холдинга «Связьинвест». Сегодня можно с уверенностью говорить, что ни одно серьезное решение в отрасли не то что не принимается, но даже не обсуждается без Игоря Щеголева.
За 20 месяцев новому министру удалось многое. Например, убрать сомнительную команду из холдинга «Связьинвест» и сделать прозрачными финансовые потоки холдинга, что еще вчера, при бывшем министре, казалось почти невозможным. Приступить к созданию на базе «Связьинвеста» и крупнейшего российского оператора дальней связи - ОАО «Ростелеком» так называемого «национального чемпиона» - крупнейшего российского оператора фиксированной и мобильной связи. В рамках «Электронного правительства» запустить единый портал государственных и муниципальных услуг. Подготовить рынок к началу реализации инвестиционных программ по переходу на новейшие стандарты связи 4G. Добиться утверждения Правительством РФ программы «Развитие телерадиовещания на
2000-2015 гг.», обеспечивающей переход страны на цифровое телевидение. Не так мало для «новичка» и «непрофессионала»!
Однако часть экспертов отмечают и важное политическое достижение Игоря Щеголева. Оно не лежит на поверхности и не бросается в глаза.
С самого начала министр связи и массовых коммуникаций считался в правительстве стопроцентным «человеком премьера». А в связи с появлением Щеголева в министерском кресле нередко называли имя влиятельного бизнесмена Алишера Усманова, совладельца компаний «МегаФон», Mail.Ru
и DST, имеющего обширные интересы в телекоммуникационной отрасли. Однако сегодня Игорь Щеголев стал уже и ярко выраженным человеком президента. В последние полгода у Дмитрия Медведева и главы Минкомсвязи сложился эффективный прямой контакт. По мнению ряда экспертов многие отраслевые вопросы министр Щеголев решает непосредственно с главой государства, минуя вязкую аппаратную вертикаль. Характерный пример - вопрос о подчинении Минкомсвязи отраслевого НИИ «Восход», который Щеголеву удалось урегулировать в результате всего лишь одного визита к президенту. Причем урегулировать вопреки жесткому аппаратному сопротивлению прежних покровителей «Восхода» во главе с руководителем Федерального агентства по информационным технологиям, опытным Владимиром Матюхиным.
Игорю Щеголеву удалось смыть с себя искусственно приклеенный ярлык «человека Усманова» и создать репутацию чиновника, действительно равноудаленного от крупного капитала. Эта репутация очень помогла ему в процессе реорганизации ОАО «Связьинвест». По некоторым данным, именно министр Щеголев приглашен в качестве арбитра двумя крупнейшими российскими инвесторами телекоммуникационной отрасли - Алишером Усмановым и Михаилом Фридманом («Альфа-групп») - при урегулировании судьбы одного из основных операторов мобильной связи ОАО «МегаФон». Согласно одной из версий, государственный холдинг «Связьинвест» может выкупить долю Усманова в «МегаФоне», чтобы создать совместные с «Альфа-групп» органы управления оператором и вывести его на новый уровень капитализации. Щеголева также называют в числе основных соавторов идеи создания систем связи новейшего поколения (4G) на базе пула неиспользуемых или неэффективно используемых частот в низком и высоком диапазонах, в том числе за счет конверсии частот, подконтрольных в настоящее время Министерству обороны. Как известно, формально эту идею озвучивал на встрече с Президентом РФ Дмитрием Медведевым председатель совета директоров «Альфа-групп» Михаил Фридман.
Нелишне заметить, что Игорю Щеголеву удалось утвердиться в роли эффективного министра в условиях скрытого, а нередко и открытого сопротивления и противодействия со стороны агрессивной бюрократической среды. На протяжении 2009 года Министерство экономического развития РФ неоднократно пыталось забрать у Минкомсвязи полномочия по реализации программы «Электронное правительство». Министерство образования и науки неизменно посягало на инновационный блок. Постоянно наносил мелкие укусы Министерству и лично Щеголеву экс-министр Леонид Рейман, которого 20 месяцев назад переместили на должность советника президента РФ. Наконец, открытая оппозиция министру существует и, как ни странно, в структуре самого Минкомсвязи. Так, по некоторым данным, заместитель министра Наум Мардер делал все возможное, чтобы сорвать реорганизацию «Связьинвеста» по «сценарию Щеголева», а уже упоминавшееся выше Федеральное агентство по информационным технологиям категорически противилось реформам в ключевом отраслевом НИИ «Восход».
Но Щеголеву удалось почти невозможное. В борьбе с явно превосходящими силами аппаратных противников он выстоял. Потому, вероятно, к концу 2009 г. замолкли разговоры о реорганизации и даже ликвидации Минкомсвязи, которые активно велись весной-летом уходящего года. А самого Игоря Щеголева все чаще называют в числе главных кандидатов на пост главы нового федерального ведомства, которое, возможно, будет отвечать за стратегию и тактику технологической модернизации России. Наши источники не исключают, что такое ведомство - в формате Министерства технологий и инноваций РФ - будет создано в первой половине 2010 г. как раз на базе нынешнего Минкомсвязи.
Если в конце 2008 г. об Игоре Щеголеве говорили как о «смелом новичке» с неясными аппаратными перспективами, то сегодня он - «человек года». Может быть, этот результат неожиданный, но с точки зрения результатов развития отрасли в уходящем году - вполне закономерный.