Облик российских городов стремительно меняется. О новых архитектурных проектах читателям «Аргументов неделi» рассказывает Александр КУДРЯВЦЕВ, президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), президент Московского архитектурного института (МАРХИ), народный архитектор РФ.
- Александр Петрович, у многих городов мира свой неповторимый облик. Есть ли он у российских городов?
- Безусловно, есть! Носителями российского характера являются малые и средние провинциальные города. Наши архитектурные жемчужины - это Владимир, Суздаль, Муром, Галич, Мышкин, Тобольск... В первую очередь интерес представляет исторически сложившийся городской центр. Там вы наверняка найдете церковь, рынок (сегодня - торговый комплекс), присутственное место (ныне здание местной администрации), дворянское собрание («переименованное» в городской клуб или ДК). От центра отходит главная улица, на которой раньше стояли купеческие особняки и магазины. Сегодня ее нередко превращают в пешеходную туристическую зону.
У русского города свой силуэт: много зелени, обилие «воздуха» между строениями, стремящиеся ввысь колокольни, каланчи. К сожалению, некоторые чудесные малые города России потихоньку умирают по экономическим причинам. Закрывается градообразующее предприятие, и люди разъезжаются в поисках работы. Но есть провинциальные русские города, сохраняющие динамику своего развития. Среди них Белгород, Воронеж, Курск - в основном столицы регионов.
- В 2012 году Сочи принимает зимнюю Олимпиаду. Как вы с архитектурной точки зрения оцениваете развернутое там строительство?
- Меня волнует то, что сочинские строители практически не прислушиваются к независимым экологам, которые говорят о негативных последствиях возведения некоторых олимпийских объектов. Между тем архитектура и строительство должны быть подчинены природным данным каждой территории. Если это правило не соблюдать, может быть нарушен хрупкий баланс между человеком и окружающей средой. Основной приоритет при строительстве в этом городе я бы обозначил так: Сочи должен оставаться городом-курортом. Если некая задумка выбивается из этой концепции, от нее следует отказаться.
- Лицо столицы, знакомое всем жителям бывшего СССР хотя бы по старым фильмам, в последние 15-20 лет существенно изменилось. Как вы оцениваете период работы мэра Москвы Юрия Лужкова с этой точки зрения?
- Фильмы о Москве разных времен очень показательны. Они фиксируют изменения облика города. Возьмите хотя бы «Подкидыш» или «Светлый путь», снятые в 30-40-е годы, и сравните их с «Москва слезам не верит» 80-х годов. В этом фильме Москва растет и динамично развивается. Этот процесс очевиден и при Лужкове. Хотя в столице еще в 80-е годы начался процесс так называемой ситизации, которая сегодня набирает обороты. Речь идет о создании финансово-деловых офисных районов, пустующих в нерабочее время, - как в лондонском Сити. Это вредит атмосфере города, потому что вечером находиться там очень неприятно.
- Жители Варшавы не жалуют Маршалковскую улицу - некогда центральный проспект польской столицы, изу-
родованный, по их мнению, советской массовой застройкой. Москвичи так же относятся к Новому Арбату, даже называют его «вставной челюстью» города...
- Интересно, что улицу в центре Москвы замышляли застроить помпезными новыми домами еще в 30-х годах. Ее хотели назвать проспектом Конституции. Но проект стали воплощать только при Хрущеве. Новый Арбат, по мысли властей, должен был стать символом эпохи хрущевских перемен - перемен в том числе в архитектуре. Новый Арбат демонстрировал отказ от традиционного сталинского ампира. Он как бы отстранялся от исторической Москвы. Так что «вставная челюсть» - не столько унизительное прозвище, сколько название, отражающее замысел проекта. Недаром это определение, возникшее в 1967 году сразу после перестройки улицы, живо до сих пор.
Выше высоток
- Вы неоднократно говорили о том, что в России распространена «архитектура дурного вкуса». Что вы понимаете под дурновкусием?
- Грань между настоящим искусством и китчем очень тонкая. Дурновкусием я называю воспроизведение неталантливыми людьми общепризнанных образцов архитектуры. Подражая сталинским высоткам, в Москве построили жилой комплекс «Триумф Палас» на Соколе. Разницу видно сразу! Сталинские высотки - произведения искусства, сотворенные руками мастеров. «Триумф Палас» - коммерческая недвижимость, созданная архитекторами-ремесленниками. Сверкающее, блестящее и крикливое дурновкусие всегда привлекает к себе внимание. Но не рождает высокие мысли.
- Нужно ли вообще «разбавлять» историческую застройку современной архитектурой? Вспомним, например, громкий скандал вокруг строительства «газпромовской» высотки в центре Петербурга. Несмотря на противодействие общественности, власти Северной столицы склоняются к тому, чтобы ее возвести.
- Конечно, за десятки лет особо ценные панорамы не могут не меняться. Но их смысловой центр должен оставаться незыблемым. Например, недопустимо строить другие высотные здания рядом со сталинскими высотками или с колокольней Ивана Великого. Это нарушит ландшафт, перебьет высотную доминанту.
А у Петербурга вообще особый, международный, статус. В конце 80-х его исторический центр включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Изменять высотные ограничения, которые в городе на Неве даже сегодня не превышают 100 метров вне исторического центра (в центре - 40 метров), ради строительства 400-метровой башни просто кощунственно. Однако власти Санкт-Петербурга на это пошли.
- Каким вы видите будущее архитектуры?
- Ее будущее - в соблюдении гармонии природы и общества. Уверен, что все новые достижения архитектуры будут в этой сфере. Для того чтобы заявить о себе, теперь архитектору нужно не только создать оригинальное произведение, но и органично включить его в природную среду.
- Пока мы наблюдаем примеры обратного...
- Согласен. В Черном море хотят создать искусственный Остров Федерации, очертаниями повторяющий карту России. Я считаю, что этого делать нельзя. Неслучайно на Черноморском побережье нет природных островов! Подобное строительство может привести к заболачиванию территорий, нарушению берегового контура и другим негативным последствиям. А сколько средств потребуется! Сначала - на строительство, а потом - на восстановление экологического баланса.
Тендер против конкурса
- Как вы могли бы охарактеризовать современный российский архитектурный стиль?
- Наиболее модными направлениями в нашей архитектуре являются хай-тек, неонеорусский стиль и постмодерн. Хай-тек, на мой взгляд, слишком однообразен. Это стиль крупных общественных и торговых комплексов, спортивных сооружений. Неонеорусский стиль характерен для церковного строительства, которое после восстановления храма Христа Спасителя развивается по всей стране. Его «визитная карточка» - возвращение к древнерусским истокам. В стиле постмодерн возводят сегодня элитное жилье, таунхаусы.
- Под Москвой и Петербургом развелось много коттеджных поселков, огороженных невероятно высокими заборами. В чем корни «берложьей» психологии?
- Думаю, ими руководит прежде всего желание сохранить свою собственность. Создание личного пространства - часть самоидентификации человека. В США большинство граждан не страдают от неопределенности, не испытывают чувства опасности. Поэтому вокруг их домов не пятиметровые заборы, а ухоженные зеленые насаждения, символически отделяющие одно землевладение от другого.
- Как сегодня молодые таланты могут заявить о себе на архитектурном поприще?
- Через творческие конкурсы. Так стали известными многие столпы мировой архитектуры. Это и Йорн Утцон (автор проекта Оперы в Сиднее), и Ренцо Пьяно с Ричардом Роджерсом (создатели Центра Помпиду в Париже). Недавно наш молодой архитектор Борис Бернаскони выиграл международный архитектурный конкурс на создание музея в Перми. Он опередил таких заслуженных мэтров, как Вито Аккончи (создатель композиции остров-стена в австрийском городе Грац. - Прим. ред.) и Заха Хадид (автор пожарной станции в немецком городе Витра. - Прим. ред.).
- Но конкурсную систему у нас безжалостно вытесняет система тендеров...
- В конкурсах соревнуются проекты. В тендерах и аукционах на проекты никто не смотрит. Побеждает тот, кто предлагает самый дешевый вариант. Хотя конкурсы - основа мировой архитектурной практики, в современной России они чрезвычайная редкость. По сути, самое главное звено в цепи «конкурс - тендер - реализация проекта» у нас просто выкинули. Так, недавно провели аукцион на фасад и крышу второй сцены Мариинского театра. Хотя на фасады таких зданий испокон веков проводятся конкурсы: например, на фасад собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции и собора Св. Петрония в Болонье.
Наша академия совместно с Союзом архитекторов России в прошлом году направила письмо президенту с предложением вернуть творческие конкурсы в архитектуру. Мы получили обнадеживающий ответ, документы пошли в правительство - но там они и «погибли». Мы продолжаем борьбу. Недавно предложили законодателям свой вариант закона о проведении публичных конкурсов для произведений искусств (включая архитектурные произведения). Положение об архитектурных конкурсах принято ЮНЕСКО и является обязательным для всех ее участников. Только чиновники в России об этом почему-то забыли.