Только сейчас, в декабре, «НА» может опубликовать результаты своего необычного расследования. Ведь о волшебных праздниках можно рассказывать только вовремя, иначе теряется весь их магический смысл. Наш корреспондент искала посвященных в тайны древнего зимнего обряда. И ей удалось-таки выйти на след веселого и озорного Нардугана. Правда, на праздник она чуть было не опоздала. Но ввиду особой важности дела хранители традиций из башкирской деревни Саитбаба согласились специально для «НА» отметить Нардуган во второй раз.
Психологи предостерегают нас от депрессии и уныния, связанных с самыми короткими днями в году. Да и правда, что может быть печальнее зимнего сумрака, лишь на несколько часов расцвеченного скупым декабрьским солнышком?! Однако древние тюрки были мудрыми людьми и назначили на дни зимнего солнцестояния начало разудалого праздника, который веселил народ никак не менее двух недель, а особо охочие до нардуганского задора могли растянуть удовольствие аж до середины января.
Когда-то этот праздник под разными названиями отмечали многие народы России. Татары, башкиры и удмурты помнят его как Нардуган, татары-мишары - как Раштуа, чуваши - как Нартаван, эрзя называют Нардава, а мокша - Нардаван. Нардуган в переводе с тюркского означает «рожденный солнцем». Праздник символизирует пробуждение природы, торжество жизни и по характеру напоминает русские Святки с традиционными посиделками, гаданием и ряжеными, которые ходили по домам с обрядовыми песнями и пожеланиями радости, здоровья, достатка. Колядующие обращались к хозяевам с добрым словом, а взамен получали вознаграждение, подарки. В первое утро по домам ходили только мальчики. Им дарили конфеты, яблоки, деньги.
- У нас в Саитбабе Нардуган принято было отмечать не с 22‑го, а с 25 декабря, - поясняет Разим Ибрагимович Мавлеткулов, директор историко-культурного центра «Саитбаба». - Три года назад в Башкирии возродили этот добрый праздник. Наши тюркские предки помнили, что они дети земли и во всем подчинялись природным циклам. В честь памяти усопших обязательно совершали жертвоприношение и преклонялись перед солнцем. Как только начинал прибавляться световой день, устраивали Нардуган, чтоб хорошо перезимовать и чтоб дома было радостно.
Саитбаба располагается в Гафурийском районе Республики Башкортостан, носит имя своего основателя Саитбабы Кубакова и считается самым большим башкирским сельским поселением региона. Здесь чтят свое богатое культурное наследие и восстанавливают национальные традиции. На стенах недавно построенного Дома культуры - шежере (генеалогические летописи) 20 родов, что живут в деревне. Представители этих больших семей ежегодно собираются на Шежэре байрамы («Праздник родословных»).
- Вообще же мы стараемся собирать односельчан на большой концерт каждую пятницу, - продолжает свой экскурс в культурную жизнь села Разим Ибрагимович. - И теперь обязательно отмечаем и Карга туй («Грачиный праздник»), и Кэкук сэй («Кукушкин чай»), вспомнили народные обряды заготовки на зиму птицы и мяса Каз омэсе и Мал омэсе, свадебные обряды и обряды, связанные с рождением ребенка.
Вот и Нардуган в Саитбабе стал поводом для большого концерта, в котором односельчане продемонстрировали все свои таланты: кто-то танцевал, кто-то играл на курае, а номера сопровождались особым художественным конферансом в стиле нардуганских обрядов. Сначала вынесли угощение: бузу - напиток наподобие русского кваса и мед - столь традиционный для башкирского стола. Затем настал черед молитвы о благополучии, здоровье и удаче на весь грядущий год. Кроме того, девушки успели погадать на камушках о самом сокровенном: замужестве, суженых и прочих атрибутах девичьего счастья. В праздничных представлениях принимают участие все - от мала до велика. И талантов в Саитбабе не счесть. Одно семейство Байбулдиных чего стоит! Глава - Ханнан Закирович много лет преподает музыку в школе и возглавляет, вероятно, самый большой сельский хор из 60 певцов. На Нардугане играет роль Селла-бабая - Дедушки Холода (башкирского Деда Мороза). Супруга Ханнана Закировича Роза Шарифовна - учитель английского языка - играет на гитаре и поет в хоре односельчанок. Сын Ильгам - известный на всю республику кураист - пошел по следам отца, стал учителем музыки. Он закончил народный факультет Уфимской государственной академии искусств и вернулся в родное село. Собирает песни округи, сочиняет музыку, сам делает народные музыкальные инструменты. Дочь Альфия, как и мама, преподает детям английский и руководит учительской хоровой капеллой. А в концертной вариации открытия Нардугана Альфия Ханнановна спела трогательную песню о родной реке Мендим.
- Эту песню исполняют у нас в округе аж в четырех вариациях. Передо мной выступала восьмиклассница Шаура Узбекова с этой же песней, но ведь вы, вероятно, и не догадались?! - лукаво интересуется саитбабинский капельмейстер. - Вода в этой речке мягкая и светлая, кто ей умоется, помолодеет лет на десять! А мы на ней все детство провели, может, потому и голоса у нас, саитбабинцев, такие звонкие и чистые!