Этот материал Магомеда Джантемирова, опубликованный в газете «Аргун» (г. Аргун), жюри признало лучшим в номинации «Федеральная/региональная печать» конкурса «СМИротворец-2009».
Родственные связи
Надо отметить, что чеченцы придают большое значение родственным связям. Их сохранению способствует то, что положительные поступки человека оцениваются не только как личные качества данного человека, но и рассматриваются как следствие принадлежности его к данной семье, родственной группе. Если человек совершил какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения вайнахской этики поощрения или порицания, то это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят на счет его ближайших родственников. Поэтому человек старается не осрамить родичей, не совершить такого, что бы заставило последних по его вине, как выражаются чеченцы, «почернеть лицом», «опустить голову». Когда же мужчина или женщина совершают благовидный поступок, то говорят: «Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать». Или: «Было бы стыдно сыну (дочери) поступить иначе».
В связи с этим нельзя не сказать о таком социально-психологическом явлении, до сих пор довольно широко распространенном среди чеченцев, как «яхь». На русский язык это слово можно перевести как «здоровое соперничество».
Если о человеке говорят «у него нет «яхь», то это верный признак того, что он потерял авторитет среди людей своего круга. И наоборот, сказать о чеченце, что у него сильно развит «яхь», значит высказать ему высшую похвалу.
Родители, старшие в семьях чеченцев, самыми различными способами стараются воспитать в человеке «яхь».
Когда чеченцы готовятся к призыву в армию, накануне с ними беседуют отец, дядя, дедушка. Они дают наставления следующего содержания: «У тебя должен быть «яхь». Ни в коем случае ты не должен быть хуже своих товарищей. Не давай в обиду слабого, кто бы он ни был, и сам не обижай». Для абсолютного большинства они очень много значат, являются руководством в действиях, во всем поведении.
Следует сказать, что коллективизм, взаимопомощь, поддержка среди чеченцев особенно проявляются на чужбине, где они наиболее весомы.
Надо отметить также и то, что чеченцы не терпят употребления нецензурной брани в обращении с ними. О том, кто допускает это, говорят: Оьзда вац - «это неблагородный человек».
Вайнахи очень чутки и отзывчивы на чужое горе, несчастье. Если в селе умер человек, то долг всех односельчан - посетить этот дом, выражая соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо, оказать и материальную помощь. В частности, похороны требуют массу хлопот. Но у чеченцев эти хлопоты полностью берут на себя родственники, соседи, а то и просто односельчане. Если в доме соседа горе, то и все соседи открывают настежь ворота, тем самым давая понять, что горе соседа - его горе. Все это снимает тяжесть навалившейся беды, облегчает беду человека.
Коллективная взаимопомощь
Для чеченцев формой коллективизма является трудовая взаимопомощь. Один из видов такой трудовой взаимопомощи - «белхи». Этот обычай уходит своими корнями в глубокую старину и является порождением суровых условий жизни горца. Ведь нередко приходилось связываться одной веревкой, чтобы выкосить на почти отвесном склоне горы траву. невозможно было действовать в одиночку и там, где приходилось отвоевывать у гор скудные участки под посевы. Любое горе, несчастье, потеря кормильца - и село должно было брать на себя заботу о потерпевших. Оставшиеся в селе мужчины не садились за трапезу, пока часть ее не была отнесена в соседний дом, где малые дети, но нет мужчины-кормильца. Нередко бывает так, что человек пожилого возраста что-то начинает делать по хозяйству. Вскоре возле него оказывался один, второй, третий из тех, кто живет по соседству или на этой улице. Получается так, что начатое им дело продолжают и заканчивают эти помощники. Молодой человек при встрече со знакомым старцем обязательно должен остановиться, узнать о здоровье, спросить, нужна ли помощь.
Гостеприимство
В систему этики межличностных отношений органически вписывается и такой обычай, как гостеприимство.
Главнейшим ритуалом гостеприимства у чеченцев, безусловно, является хлеб-соль (сискал), поэтому каждая семья припасала что-нибудь для гостя.
Когда гость накормлен и напоен, ему готовят постель в кунацкой.
Одним из законов хозяина, принявшего гостя, является защита его жизни, чести, имущества, иногда с риском для собственной жизни. Если даже гость проявляет относительную вольность, то хозяин должен относиться к нему снисходительно и терпеливо.
Древнему обычаю гостеприимства следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку независимо от его национальной принадлежности. В 30-е годы, когда на Украине разразился голод, люди в поисках хлеба разъехались по всей стране. Немало украинцев оказалось в этот период и в Чечне. Тогда многие чеченские семьи дали приют голодным, раздетым людям. Украинские дети росли вместе с чеченскими сверстниками, делили скудный кусок хлеба, теплый очаг. И по сей день в Грозном, в окрестных селах живут семьи тогдашних переселенцев. Многие из них стали чеченцами. Они сроднились с этой землей, ее народом, обычаями, традициями, национальной культурой. Стали считать все это своим и не захотели покинуть ставшие родными места.
Чеченцы говорят, что гость и гостеприимство - это беркат, то есть благополучие. «Дом без гостей - тоска, остывший очаг - могила».
Отношение к женщине
Говоря об обычаях и традициях чеченцев, невозможно обойти вопрос отношения к женщине. Известно, что положение женщины в обществе, отношение к ней всегда являлось критерием нравственного состояния.
Женщина-мать заслужила уважение всех народов, а у чеченцев она поставлена на особое статусное положение. Величайшим позором считается непочитание матери и ее родственников. Об уважительном отношении к женщине свидетельствует, например, такой обычай, как приветствовать женщину стоя. Если приходит пожилая женщина, долг любого человека независимо от возраста встать и поздороваться первым. В ситуации, когда не на жизнь, а насмерть сходились два кровника, стоило женщине снять с головы платок и бросить между ними, как поединок прекращался. Или другой обычай, связанный с тем, что женщина идет следом за мужчиной. Советская идеология трактовала это явление как пережиток. Но у народов Кавказа этот обычай имеет по своему генезису другое значение. Он связан с тем, что передвижение по горным тропам, где горца могли ждать разного рода опасности, заставляли его в целях заботы о женщине-спутнице соблюдать названный порядок передвижения.
Наконец, чеченцы, как и другие народы, всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. Огромная роль отводилась ей в воспитании подрастающего поколения. Именно женщине принадлежит одна из важнейших заслуг в сохранении любого этноса. Таковы некоторые социальные и этнические аспекты обычаев, традиций и нравов чеченцев - древнейшего народа Кавказа.